Подготовка к школе многими родителями воспринимается как обучение чтению, счету, письму. Однако в последнее время все чаще начинают звучать и голоса учителей, которые возмущаются отсутствием у первоклассников элементарных навыков самообслуживания.
Между тем, классическая подготовка к школе, которую предлагают детские клубы, центры и даже сами школы, по-прежнему нацелена на формирование интеллектуальной составляющей. А заправить рубашку в брюки и завязать шнурки - подразумевается, должны родители.
Но родители, сбитые с толку публикациями, детскими пособиями и обилием мнений, усиленно учат детей читать чуть ли не с рождения, развешивают по стенам географические карты и таблицы сложения и умножения. И это, конечно, здорово, вот только ребенок, особенно тот, который в детский сад не ходит, оказывается совершенно беспомощным в бытовом плане.
И в первом классе ему уже нужен не репетитор - ему, наоборот, скучно на уроках, потому что программу первого класса он освоил уже давно. Но ему очень нужен "королевский подтиратель" не буду писать чего - и так понятно (если что, отсылка к замечательной старой комедии "Поездка в Америку" с Эдди Мерфи в главной роли).
Но так ли страшна ситуация?
Когда мы говорим о том, что ребенок не умеет завязывать шнурки, проблема решается просто: родители покупают ему обувь без шнурков. Но ведь это частности, правда? Я знаю вполне успешных взрослых людей, которые эти самые шнурки так и не научились завязывать. С другой стороны, научить завязывать шнурки - вопрос одного-двух дней по 15 минут. Это дня нормально развитого 6-7-летнего ребенка.
Вопрос-то в другом. Неумение завязывать шнурки может быть связано просто с отсутствием такой необходимости раньше как таковой. И решается, как я уже написала, очень быстро и просто. Однако намного хуже, если ребенок не может завязать шнурки из-за проблем с развитием мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Вот это - настоящая проблема, даже если ребенок уверенно читает Шекспира в подлиннике.
Именно такая неравномерность развития создает непреодолимые сложности в обучении. А родители обижаются, что учитель не может найти подход к "юному дарованию". А потом у ребенка "вдруг" обнаруживается, например, дисграфия.
И есть еще вторая сторона вопроса. Когда говорят о "неприспособленности" ребенка, имеется в виду полное отсутствие той самой "социализации". Ребенок не просто не умеет сам себя обслужить - он не в состоянии нормально взаимодействовать в другими детьми и взрослыми.
Такой ребенок стесняется сходить в туалет - и мучается несколько часов, не в состоянии сосредоточиться на уроках. Он может потеряться в школьных коридорах - и будет плакать в уголке, боясь обратиться за помощью.
"Маленький гений" настолько привык быть центром вселенной, что сам факт наличия десятков одноклассников, на которых учитель обращает внимание ровно так же, как на него, наносит огромный удар по его самооценке.
Если ребенок к школе не привык "играть по правилам", в элементарной форме планировать свою деятельность и контролировать ее результат, если не может построить отношения со сверстниками - это станет такой же проблемой, как и интеллектуальная недостаточность. И именно в таких случаях умненький, развитый ребенок испытывает настоящие проблемы при обучении в школе.