Найти тему
Books & Reviews

Нескучные исследования: фольклор пивных, искусственная социальность, образы ТВ-ведущих

Оглавление

ВЦИОМ занимается не только опросами общественного мнения, одно из его приоритетных направлений связано с интеллектуальным меценатством: изданием доступной научной литературы. Большая часть тиража распространяется среди профессионального сообщества и студентов на некоммерческой основе. Рассказываю о новых книгах, изданных старейшим социологическим агентством России.

В прошлом году ВЦИОМ издал девять научных и научно-популярных книг. В этой подборке рассказываю о самых последних из них.

Искусственный интеллект в гуманитарной призме

Обложка книги "От искусственного интеллекта к искусственной социальности"
Обложка книги "От искусственного интеллекта к искусственной социальности"

От искусственного интеллекта к искусственной социальности. Новые исследовательские проблемы современной социальной аналитики / Artificial Intelligence on the Way to Artificial Sociality. New Research Agenda for Social Analytics/ под ред . А.В. Резаева. – М.: ВЦИОМ, 2020. – 256 с. – (Серия « CrossRoads »).

Авторы: П. К. Яблонский, А. А. Иванова, А. В. Резаев, В. С. Стариков, Н. Д. Трегубова

Книга под редакцией Андрея Резаева, доктора философских наук и профессора факультета социологии СПбГУ, посвящена социогуманитарному анализу проблем развития и распространения искусственного интеллекта и формированию искусственной социальности, которая постепенно становится частью нашей жизни.

Она вышла на двух языках, а предисловие к ней написал Александр Дмитриев, ведущий архитектор по информационным технологиям IBM.

Чаще всего технологии искусственного интеллекта, широко используемые в современном мире, разрабатываются без привлечения социологов и специалистов гуманитарного профиля. Это пагубно сказывается в ситуациях, когда речь идет об этике и принятии решений ИИ в отношении человека. Авторы ставят многие вопросы, в числе которых: Социология в эпоху «искусственной социальности», анализ взаимодействия «человек – искусственный интеллект», траектории воплощения искусственной социальности и др.

Монография ориентирована на широкий круг читателей и заявлена авторами как антидисциплинарная.

«IN PIVO VERITAS»: открываем Грушина заново!

Обложка книги российского социолога Бориса Грушина In pivo veritas
Обложка книги российского социолога Бориса Грушина In pivo veritas

In pivo veritas. Цитаты, афоризмы и другие заслуживающие внимания тексты из пражских ресторанов, трактиров и пивных

Автор: Б.А. Грушин.

ВЦИОМ издал книгу известного социолога Бориса Грушина «IN PIVO VERITAS», до настоящего времени существовавшую лишь на чешском языке.

В рамках своего исследования Борис Грушин, российский социолог и доктор философских наук, изучал массовое сознание «вчерашних и сегодняшних пражан» через фольклор чешских пивных. Автор предпринял попытку социокультурного исследования массового сознания. Он фиксировал факты реальной жизни и некоторые моральные устои через надписи на мебели и стенах пивных: все вместе они неизбежно отражали повседневность людей, их ценности.

Борис Грушин провел беспрецедентную по глубине и масштабу работу, которая с некоторыми перерывами велась 17 лет, за это время он посетил 764 пражских пивных, собрал и записал 687 текстов. Теперь с результатами его труда может ознакомиться и русскоязычный читатель.

Книгу украшают иллюстрации карикатуриста Иржи Винтера, больше известного под псевдонимом Непракта.

Блокнот Медиасоциолога: Заметки на полях

Обложка книги "Блокнот медиасоциолога"
Обложка книги "Блокнот медиасоциолога"

Блокнот медиасоциолога Автор: С.Г. Давыдов

Сергей Давыдов, кандидат философских наук и доцент кафедры социальных наук НИУ ВШЭ представил 20 кейсов о медиасреде в ее различных проявлениях. Книга состоит из материалов исследований, которые велись на протяжении 15 лет.

«Блокнот медиасоциолога» будет полезен всем, кто связан с медиакоммуникациями: исследователям, социологам, журналистам, специалистам по связям с общественностью и рекламе.

В книге собраны различные материалы, от исследования телевизионных ведущих и их образов до разбора сериалов и ценностей, которые они транслируют. Даже неспециалисту в данной области будет интересно узнать, как медиа формируют, и в то же время отражают наши представления об обществе.

О социологии с человеческим лицом

Обложка книги "Открытый вопрос. Общественное мнение в современной России"
Обложка книги "Открытый вопрос. Общественное мнение в современной России"

Открытый (в)опрос. Общественное мнение в современной истории России. Том I

Авторы: А.В. Братерский, А.В. Кулешова

Книга, написанная руководителем департамента издательских программ ВЦИОМ, совместно с журналистом Александром Братерским, рассказывает об истории нашей страны через призму становления опросной индустрии, а её главные герои – основатели ВЦИОМ. Первый том книги «Открытый в(опрос)» вышел в декабре 2020.

Первый том книги – ретроспективный, в нем описаны создание и первые десятилетия работы ВЦИОМ в контексте истории страны и ее поворотных сюжетов.

В предисловии к книге Борис Максимович Фирсов, почетный ректор Европейского университета, показал трансформацию отношения к опросам со стороны властей. Руководство СССР боялось не обнаружить желаемого единомыслия в массах, поэтому поначалу воспринимало опросы, мягко говоря, настороженно. Но жизнь показала и доказала, что учитывать общественное мнение необходимо ь, важно слышать и прислушиваться к чаяниям граждан страны при принятии решений на государственном уровне.

Заканчивается первый том на переломном для компании моменте – ВЦИОМ под руководством Юрия Левады.

Книга позволяет познакомиться не только с историей страны и индустрии, но и с людьми, творившими эти истории.. В «Открытом в(опросе)» читатели могут увидеть социологию с человеческим лицом: на протяжении книги прослеживаются характеры и судьбы, звучат воспоминания, сожаления и признания. Здесь собраны трогательные фразы и сюжеты. Авторы отказались от подачи материала через официальное повествование, отдав приоритет живому и неформальному. В издании нашлось место для любопытных фактов и историй, которые не найти в Википедии и на просторах интернета. Для реализации задуманного, авторами были собраны несколько десятков интервью и более 400 источников.

Фольклор
0