Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье я хочу поговорить о такой работе, как проводник пассажирского вагона, разумеется в современных условиях РЖД.
Я часто стал замечать в новостных лентах, что сейчас РЖД набирает людей для обучения их этой профессии на курсах. Помимо этого, в начале весны начнётся и обучение в студенческих отрядах различных ВУЗов нашей страны. Это и стало поводом написать эту статью. Для этого я связался с несколькими знакомыми проводниками, чтобы мои суждения были более объективными.
Условия работы. Что вообще входит в обязанности проводника
Служебные обязанности
Прежде чем перейти к условиям, в которых работают проводники, давайте взглянем на то, что проводник обязан делать по уставу РЖД. Я понимаю, что мало кто будет читать всё это полностью, так что если вас больше интересуют мои рассуждения, то можете перейти к следующему заголовку.
Обязанности в пути следования
- Проверка проездных документов при посадке и в начале пути следования
- Помощь в посадке маломобильным гражданам
- Выдача постельных принадлежностей в начале пути
- По просьбе пассажира, проводник должен расстелить постель. Это касается пассажиров с детьми, пожилых и инвалидов
- Трижды в день предлагать чай/кофе и других напитков в каждом купе
- Выдача щёток для обуви или одежды, а также настольных игр (шахматы, шашки) по просьбе пассажира
- Проверка наличия холодной воды, а также поддержание высокой температуры воды в титане
- Обеспечение тишины в вагоне в ночное время суток
- Подъём пассажиров за полчаса до их станции назначения
Обязанности по обслуживанию и поддержанию вагона в чистоте и порядке
- Производить влажную и сухую уборку в купе и местах общего пользования каждые 12 часов
- Производить уборку в тамбуре и санузле каждые 6 часов
- Следить за наличие расходников в санузле: мыло, туалетная бумага и бумага для рук
- Сбор мусора и утилизация его на станциях
- Следить за тем, чтобы все информационные таблички были читаемые
Помимо этого, зимой дополняются ещё обязанности по чистке тамбуров и технических узлов от снега и поддержание комфортной температуры в вагоне. Ещё проводники несут ответственность за всё имущество, которое находится в вагоне.
Источник: kassa.su
Условия работы
Ну а теперь самое интересное. Будем говорить о том, чем проводники вообще занимаются в пути следования, с какими трудностями сталкиваются и наоборот: что хорошего в их работе.
Мне очень нравились путешествия по железной дороге и я подумывала стать проводницей. В итоге дошло до того, что пошла на курсы и после успешной сдачи экзаменов приступила к работе. Конечно, это уже не та романтика, которую чувствуешь будучи пассажиром. Это в первую очередь работа, причём работа с людьми. Такой вид работы можно назвать одним из самых сложных.
Марина, проводница с 10-летним стажем.
Когда проводник уже проверил все билеты и запустил всех пассажиров в вагон, на его плечи ложиться обязанность обеспечить всем людям, которые едут в поезде, удобство и комфорт в пути.
Помимо комфорта пассажиров, проводник должен следить за техническим состоянием всех систем вагона и по возможности устранять неисправности, если для этого не требуются технические специалисты.
Получается, что проводник совмещает в себе сразу несколько профессий. Он одновременно является и психологом, и официантом, и уборщиком, и продавцом, да ещё и электриком и механиком.
При всём при этом, проводник не сидит на одном месте, как психолог в кабинете, официант в ресторане, электромеханик в депо и так далее. У проводника разъездной характер работы, сегодня ты здесь, завтра там. Не каждый может на психологическом уровне справиться с таким ритмом жизни.
Кстати насчёт продаж. Каждый проводник имеет план, согласно которому он должен продать определённое количество продукции РЖД, начиная с чаев и лотереек и заканчивая дорогой сувенирной продукцией, например те же подстаканники. Работает это так, что если план не выполнен - проводник выкупает то, что не продал, за свои деньги.
Каждый проводник в любом случае работает с людьми. И порой это действительно сложно, ведь нужно находить подход к каждому пассажиру. Все люди разные, кто-то просто мирно путешествует, у кого-то день не задался и может сорваться на проводника, кто-то прибухнул и устроил дебош. В моей практике последнее случается крайне редко но всё же. Работу с людьми можно реально назвать самой тяжелой.
Михаил, проводник с 17-летним стажем
Заработная плата проводника
Как и полагается, работая с людьми - много не заработаешь. Проводник, хоть и довольно романтичная профессия, но как ни крути - это сфера услуг.
Зарплата рядового проводника разнится от 25.000 до 35.000 рублей в месяц. Но это у ФПК. В ТКС (ТрансКлассСервис) предлагают до 40.000 рублей в месяц. Зарплата зависит от разряда. Проводники занимают со 2 по 5 разряд в иерархии РЖД.
Второй разряд - это проводники в некоторых пригородных и региональных поездах. Начиная с третьего разряда - это классические проводники в поездах дальнего следования. Проводники четвертого разряда работают в фирменных поездах. И последний пятый разряд - это проводники, владеющие английским языком и работающие в поездах международного сообщения.
Те, кто работают в фирменных поездах, а также на маршрутах международного сообщения, в идеале получают около 50.000 рублей в месяц. Разумеется это мало, за такую-то работу. Но что мы можем поделать, для роста зарплат и обеспечения достойных условий труда на железной дороге нужны профсоюзы.
Но не всё совсем уже плохо. Каждый проводник при желании и приложив усилия со временем может стать начальником поезда. Начальник поезда и зарплату получает большую (но всё равно не самую высокую), и с людьми работает гораздо меньше. В основном берёт на себя организационную деятельность. Более подробно про должность начальника поезда я рассказывал в одной из прошлых статей. Ссылка будет в конце.
В заключение
Однозначного ответа на главный вопрос, стоит ли идти работать проводником сейчас, нет. На этот вопрос каждый, кто желает связать свою жизнь с этой профессией, должен ответить себе сам.
Я хочу сказать только одно, если вы хотите работать проводником только из-за романтики железной дороги, то подумайте хорошенько. Романтика безусловно имеется, но помимо неё вам нужно будет заниматься рутиной и общением со всякими разными людьми, среди которых будут как интеллигенты-аристократы, так и откровенные маргиналы.
Но если всё же вы решили идти работать проводником на железную дорогу, взвесили все достоинства и недостатки, то можете идти записываться на курсы. Сейчас как раз активно идёт набор желающих.
Ну а на этом всё. Хочу ещё отметить, что я искренне уважаю труд проводников и понимаю, насколько тяжела их работа. Если среди вас есть проводники, можете поделиться своим опытом. Будет интересно почитать.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• Показываю, как выглядит новая форма проводников, которую РЖД разработала совсем недавно. Первые фото.
• Почему в РЖД ключевые руководящие посты занимают люди, не имеющие никакого отношения к Ж/Д?
• Кто такой начальник поезда, чем он занимается, как им стать и какая зарплата?