Вершина творчества Финчера.
Почему Финчер снял свой лучший фильм?
Один из главных фильмов 2020 года.
и множество других подобных заголовков можно встретить сегодня на тематических ресурсах Интернета. Однако, поскольку веры в написанное определёнными ангажированными рецензентами уже давно нет, «Консервам» предстояло самостоятельно проверить и составить собственное мнение относительно предмета повышенного внимания.
И вот на поверку выпущенный без широкого проката (фильм шёл ограниченным тиражом в некоторых кинотеатрах и затем – прямиком на платформе Netflix) байопик о голливудском сценаристе Германе Манкевиче и его работе над культовой американской картиной «Гражданин Кейн» режиссёра Орсона Уэллса оказался неонуарной скучной и заумной тягомотиной, по большей части – для внутреннего пользования, досмотрев которую стойкий терпеливый зритель получит ни что иное, как очередное политическое высказывание по повестке дня. Какое и в пользу кого – ставки не принимаются, ибо вопрос здесь скорее риторический, и ответить на него очень легко. Нужно просто понимать, под чьей пятой сегодня находится абсолютное большинство СМИ и киноиндустрия в США, или просто знать, что такое Netflix и с чем его едят.
То, что сценарий был написан отцом Дэвида – Джеком Финчером – якобы ещё в 90-е годы, особой роли не играет, ведь по факту фильм вышел только сейчас, именно тогда, когда это было особенно необходимо определённым силам. Дело в том, что одна из линий сюжета «Манка» посвящена выборам губернатора Калифорнии 1934 года, на которых соперничали кандидат от демократов Эптон Синклер, перебежавший из Социалистической партии, и республиканец Фрэнк Мерриам. Последнего активно поддерживали президент киностудии MGM Луис Б. Майер и медиамагнат Уильям Хёрст, ставший прообразом главного героя в «Гражданине Кейне». Беднягу Синклера буквально заклевали, пережевали и выплюнули тогда коварные и бесчестные боссы-республиканцы.
Так и подмывает дать Финчеру-младшему дружеский совет – прежде, чем говорить о какой-то прошлой несправедливости, оглянись, посмотри вокруг, что происходит в твоей стране в настоящее время, начиная от сфальсифицированных выборов и заканчивая травлей неугодного кандидата в СМИ и соц. сетях, а потом задай себе вопрос: нет ли тут чего-то общего? Впрочем, рассуждать о какой-то объективности на тему противостояния демократов и республиканцев нейтральному зрителю бесполезно. Наверняка, есть куча сюжетов, где противоборствующие силы менялись ролями, только об этом сейчас никто не вспоминает. Потому что не выгодно, не хайпово. В свою очередь называть при таком раскладе эту снотворную «заказуху» (возможно, не в прямом, но в переносном смысле) высшей точкой творчества Финчера и сравнивать её с другими знаковыми работами данного постановщика («Бойцовский клуб», «Семь», «Игра»…) – пусть это останется на совести вышеупомянутых критиков. Мы же лучше порекомендуем Вам пересмотреть (а если ещё не видели – обязательно найти и посмотреть впервые) «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса: это культовая лента действительно талантливо снята и стоит внимания не только одних голливудских историковедов.