Далее вы найдёте крамольные мысли, практически революционные высказывания, пищу для размышлений и поле для праведного гнева. Приятного чтения.
Статистические данные
Чтобы мы с вами обладали единой информацией по данному вопросу.
- Новосибирское метро в 2019 было пятым в России по длине линий - 15,9 км. (Мск - 452км, Спб - 124км, НН - 21км, Казань - 16,7км) В Новосибирске в 2019 году было 13 станций.
- Пик строительства (10 станций) пришёлся на 1980-1992 гг. За следующие 20 лет Новосибирску удалось ввести в эксплуатацию только 3 станции («Золотая Нива» полноценно заработала только с 21 декабря 2012 года).
- Средняя техническая скорость движения поездов в Новосибирске = 43,7 км/ч, а участковая скорость = 37,77 км/ч
- Удельный вес перевозки пассажиров от общегородских перевозок ~21,6% (2019 год), что составляет 84,5 миллиона пассажиров. (Казанское метро, например, перевозит только 11,6%, а Новгородское - 10,6%)
5. Ожидаемый рост населения в Новосибирске на 2021 год, по данным «World City Populations», примерно 12,000 человек (~0,73%).
6. Самый дешёвый проезд (26 рублей) среди всех городов с метрополитеном.
Очевидные плюсы метрополитена
- Самый быстрый способ передвижения по городу в текущих дорожных условиях
- Движение не зависит от погодных условий
- Возможность обслуживать высокий пассажиропоток
- Расписание, прогнозируемое время пути
- Является защитным сооружением от глобальной угрозы
6. Если найдёте - напишите в комментариях
Очевидные минусы метрополитена
2. Долгие темпы строительства. В Новосибирске сложно прогнозировать темпы, поэтому будем ориентироваться на Москву:
средняя стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 млрд руб., срок строительства от 5 до 6 лет; стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом мелкого заложения - 4,5 млрд. руб., срок - от 2 до 3 лет пруфлинк
Бюджет Новосибирска на 2021 год равен 50,061 млрд. рублей. Так что один километр линии метрополитена = 14% бюджета города!
3. Сложные, долгие и дорогие проектно-изыскательские работы, в том числе из-за особых гидрогеологических условий. Плюс постоянные согласования и прохождения экспертиз заново, по причине постоянного переноса строительства.
4. Увеличение стоимости проекта вследствие длительных работ - это, вообще, визитная карточка Новосибирских «суперпроектов».
5. Очень сложные геологические условия (интересная статья о малоизвестных фактах из истории новосибирского метро).
Новосибирская реальность
У города нет денег даже на завершение левого перегонного тоннеля от станции «Золотая нива» до «Берёзовой рощи»! (да, сейчас поезда двигаются по одному тоннелю в реверсивном режиме и интервал между ними составляет от 6 до 12 минут)
Зато мы строим станцию «Спортивная», которая, безусловно, необходима. Но только в дни проведения массовых мероприятий на новом спортивном объекте.
Или пока не откроют благоустроенную спортивно-ориентированную территорию. Но самое печальное в этой новости - несоразмерно огромные затраты. Около 2,5 млрд рублей капитальных вложений пойдет на строительство новых объектов, в том числе:
- Примерно 1,7 млрд рублей — на развитие транспортной инфраструктуры новой ледовой арены (реконструкция площади им. Лыщинского, станция метро «Спортивная» и др.);
- 182 млн рублей предусмотрено на обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта (модернизация трамваев для ГЭТ, покупка 55 автобусов в лизинг);
- 185 млн рублей — на разработку проектов, в том числе по ремонту Октябрьского моста и объектов в рамках проекта «Академгородок 2.0»;
- 163 млн рублей — на строительство дорог в отдаленных районах города (продление улиц Петухова и Титова);
- 100 млн рублей - строительство подъездных путей к новым городским поликлиникам;
- 50 млн рублей — на приобретение специализированной техники для уборки города (ежегодно);
- 40 млн рублей — на ремонт тротуаров;
- 25 млн рублей в 2021 году — на строительство трамвайных путей до нового автовокзала «Восточный» на Гусинобродском шоссе.
ИТОГО: 1,7 млрд. на станцию «Спортивная» против 745 млн. на развитие ВСЕГО общественного транспорта + строительство/благоустройство дорожного покрытия.
Пассажиропоток метро за счёт этой станции если и увеличится, то очень незначительно, а значит, эти вложения вряд ли отобьются за какой-либо вменяемый промежуток времени...
А ещё пришло время ремонта метромоста. Зеленый короб-галерея, который скрывает часть моста и соединяет мостовой переход с надземной частью, сильно пострадал от времени, и часть стекол в нем была заменена на металлические листы. Городские власти намерены сделать галерею светопроницаемой.
Планы по развитию метро?
Ещё какие! Согласно «Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы» в 2030 году у нас появятся 22,46 км новеньких путей, +4 станции и +1 электродепо. В сегодняшних ценах ~ 22,46 х 7 000 000 000 = 157,2 млрд. рублей. Только на строительство линий необходимо 17 млрд. рублей в год.
Напомню, что вся московская «транспортная революция» обходилась в среднем примерно 150 млрд. / год. А московский бюджет в 2020 году (2,798 трлн.) это примерно 55,89 новосибирских бюджетов.
Целесообразно ли тратить 3 Новосибирских бюджета, чтобы незначительно улучшить транспортную доступность удалённых районов и значительно увеличить нагрузку на центральные станции города?
Стоп, подождите ругаться на меня за мою позицию прежде, чем я её обосную :)
Почему Новосибирску не нужны новые станции метро?
Аргумент №1. На 7 млрд. рублей за 1 км метро-линии можно:
- установить 1000! новых остановок общественного транспорта типа «Шанхай» (павильон выбрал тупо по первой ссылке в поисковике и самый дорогой с открытой ценой) = 360 млн. рублей
4. и ещё останется на строительство современного депо = 2,199 млрд. рублей
В итоге мы получим среднюю участковую скорость передвижения схожую с метрополитеном, достаточную перевозную способность, современное депо и 1000 новых приличных остановочных павильонов :)
А теперь давайте подумаем, на что ещё можно потратить оставшиеся 18 млрд. рублей (объем инвестиций из федерального бюджета на продолжение строительства метрополитена Локоть оценил в 25 млрд рублей). И это только федеральный бюджет...
Аргумент №2. За 10 лет (до 2030 года власти планируют реализовать проект с продлением Дзержинской линии от «Золотой нивы» до станции «Молодёжная») Москва провела полностью транспортную реформу в 20-ти миллионом городе (статья Транспортная реформа «по-столичному»).
Аргумент №3. Основная нагрузка придётся не на новые отдалённые станции, а на старые центральные ( Площадь Ленина, Красный проспект, Речной Вокзал). Вы бывали в час-пик на этих станциях?
Тут вы можете возразить - но самые загруженные сегодня станции это конечные «Карла Маркса» и «Заельцовская» («Площадь Ленина» на третьем месте).
Всё правильно, но «Гусинобродская» или «Волочаевская» не разгрузят их от слова «совсем». А новые станции на левом берегу загрузят их ещё больше.
Между прочим, переполненность новосибирского метрополитена, особенно в 10-бальные пробки на дорогах, давно уже никого не удивляет. Напомню, что на сайте Новосибирского метрополитена за 2020 год значится цифра 58,1 млн. перевезённых пассажиров. А мэр Новосибирска, Анатолий Локоть, назвал условие строительства новых станций: «Нам федеральный центр говорит – будет 100 миллионов, тогда можем выделить средства, в том числе и на новые станции».
Сегодня в часы пик просто давка в метро, а нам нужно набить в два раза больше людей, чтобы получить деньги на то, чтобы было ещё больше людей в часы пик. Ясненько...
Аргумент №4. Упущенная выгода в случае строительства станций метро и не строительства трамвайных путей и не развития общественного транспорта. Пока строится метро (10 лет) муниципалитет не будет получать средства, а будет только тратить.
А вложив средства в развитие наземного и легкорельсового ОТ, можно наладить качественное транспортное сообщение за 2-3 года и начать получать доходы в бюджет.
Аргумент №5. Строительство метро в малонаселённых городах (относительно столиц) с низким темпом прироста населения, типа Новосибирск экономически невыгодно. Считаем вместе:
- Пассажиропоток Новосибирского метрополитена в 2019 году - 83 млн. человек
- Стоимость проезда 26 рублей
- Валовый доход (не считая льготных участников): 26 х 83 000 000 = 2,158 млрд. рублей. То есть 1 километр метро город окупит только через 3,2 года (это без расходов на содержание!)
- Допустим, что с введением новой станции общий пассажиропоток увеличится аж на 5 миллионов / год! А протяженность путей до новой станции 5 км. Тогда стоимость строительства будет равна ~ 35 млрд. руб. А новые 5 миллионов пассажиров принесут городу за год ~ 130 млн. рублей.
Аргумент №6. Содержание. Вы же не думаете, что содержать многокилометровые рельсы, метромост, поезда, тоннели и прочее метрохозяйство можно бесплатно?
В 2019 году Минтранс сообщил: в России метро «операционно не убыточно только в городе Москве». А по данным «Известий» в Нижнем Новгороде на содержание метрополитена тратится ежегодно около 1,8 млрд. рублей. (но у них метро субсидируется из городского и областного бюджетов)
А наш метрополитен находится на полном самообеспечении (нет субсидий из бюджета), поэтому киоски и реклама в метро, в значительной степени, помогают поддерживать социальный уровень тарифов и рабочее состояние подвижного состава, систем и механизмов. И меня терзает смутное сомнение в том, что это предприятие имеет чистую прибыль.
С вводом новых станций бюджет на содержание вырастит значительно, чего нельзя сказать об основных доходах. А значит, либо придётся брать в городском бюджете (где у нас дефицит в 800 млн. рублей), либо повышать тариф.
ЭПИЛОГ
Просто нужно принять тот факт, что метро в Новосибирске это славное наследие советских времён. В сегодняшних условиях город не способен воспроизводить подобные проекты, ему даже содержать их тяжело. И амбиции местной власти в этом вопросе выглядят немного нездорово.
В глубине души, где-то очень глубоко, я понимаю необходимость расширения метрополитена для Новосибирска. И я всеми руками за, но при условии достаточного финансирования из профицитного бюджета, размером сопоставимым с московским. И столичными же темпами строительства.
А вот чего я точно не хочу, чтобы через 3-5 лет неожиданно кончились деньги и город остался с долгостроем как Омск или Челябинск:
Но это всё детские фантазии и наивные надежды. Давайте объективно и адекватно подходить к решению транспортного вопроса - за огромные суммы, необходимые на строительство 3-х станций метро, и долгие 10 лет, можно полностью изменить транспортную систему города, которая будет без проблем обслуживать тот же пассажиропоток, даже ещё лучше.
А отдалённые районы можно запросто включить в городскую транспортную сеть с помощью скоростного трамвая, скоростного автобуса и городской электрички.
Ну, по крайней мере, так умеют делать в других городах. В тех, которыми мы с вами очень любим восхищаться и говорить «у них вон как всё, вот бы нам так!»
ПОСТСКРИПТУМ
Для чего я тут бумагу марал?
- Во-первых, чтобы донести до нас, жителей Новосибирска, простые истины про метро и показать альтернативы. Чтобы мы как минимум все задумались.
- Во-вторых, для депутатов, которые, по идее, должны отстаивать интересы города и его жителей. А значит должны увидеть реальную картину со строительством метро и подействовать на своём уровне на городскую власть.
- В-третьих, для работников администрации Новосибирска и области. Пришло время пересмотреть планы по развитию города и транспортные стратегии.
__________________________________________________________________
Скоро выйдет статья «Как нам спасти Новосибирский электротранспорт» - не пропустите!