«Ты опасен, если ты другой»
Да, это слоган из фильма «Дивергент». Три части увлекательной молодежной антиутопии сделали популярной тему дивергентного мышления. И неудивительно: технический прогресс все ускоряется, и всякого рода «инаковость», все, что поддерживает феномен изобретательности, все более востребованы в современном мире.
Впервые вопрос о дивергентном мышлении поднял американский психолог Джой Гилфорд. В конце 60-х годов 20 века в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence) он выдвинул теорию креативности, противопоставив мышлению конвергентному (то есть в русле единого алгоритма, с единственным вариантом решения задачи) - дивергентное мышление (многовариантное и разнонаправленное).
Конвергентное мышление – это, грубо говоря, то, чем нас учили в школе. Делать что-либо по образцу. Решать задачу по формуле. Логически, поступательно.
Это, вероятно, и есть причина того, почему такие люди, как Эйнштейн, Тесла, Эдисон не имели успеха в школе. Напротив – у них были отвратительные оценки и своих преподавателей они глубоко разочаровывали.
Мышление дивергентное не подчиняется границам формул и образцов, оно идет мимо них и может отыскивать взаимосвязи между абсолютно разными, несопоставимыми вещами. В чем сходство ворона и буфета? Они скрипят.
Или:
«Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове»
- в стихотворении Льюиса Кэррола «Бармаглот». Это пример типично дивергентного мышления: из случайных звукосочетаний писатель с помощью грамматики и морфологии родного языка создал художественные образы живых существ в странном, фантастическом мире.
Разницу между двумя типами мышления составляет то, что мы называем креативностью.
Самые большие творческие способности демонстрируют дети – у них поистине раскрепощенная фантазия. Она не сдерживается когнитивными фильтрами мозга в той степени, в какой эти фильтры «зажимают» фантазию взрослых людей.
Нейробиологи утверждают, что в нашем мозгу могут возникать тысячи ярких и необычных нейронных связей (то есть мыслей), но большинство из них просто не пройдут «контроль» лобной доли - главного «командного центра» мозга: он не пропустит их в сознание. И со временем они бесследно угаснут в подсознании.
Слабые когнитивные фильтры позволяют ребенку искренне верить в чудо, сказки и волшебство. Некритическое мышление стариков связано с ослаблением когнитивных фильтров (не случайно говорят, что «старый да малый заодно»). Богатое воображение и способность к творчеству тоже связаны с работой когнитивных фильтров: у многих взрослых творцов совсем не случайно люди подмечают «детские черты».
В психологии имеется термин «шизотипия». Чем ниже у человека активность когнитивных фильтров — тем выше уровень шизотипичности, способность к эластичному дивергентному мышлению и склонность к эксцентричному поведению. Однако на самом крайнем конце шкалы располагаются психически больные люди – шизофреники.
Шизотипичная личность, обладающая наиболее раскрепощенным творческим умом, занимает среднее положение между обычным человеком и шизофреником. Шизотипики отличаются от шизофреников умением держать баланс между аналитическим и синтетическим мышлением, они могут сосредотачиваться и переключаться.
Шизофреники контролировать себя не могут. Хотя, к примеру, гениальный математик Джон Нэш («Игры разума» с Расселом Кроу - его экранизированная биография) под конец жизни научился усилием воли не реагировать на галлюцинации, которые его мучали.
А теперь вы можете оценить свой личный уровень шизотипичности и дар к творчеству, ответив на следующие двадцать два вопроса или утверждения. Ответы должны быть односложными: «да» или «нет». В конце подсчитайте, сколько раз вы ответили утвердительно – и это итоговое число будет вашим результатом.
1. Иногда окружающие считают меня отстраненным, замнутым.
2. Время от времени мне казалось, что рядом присутствует какой-то человек или сила, хотя в действительности я их не видел.
3. Иногда мне говорят, что у меня необычные привычки или манеры.
4. Порой мне кажется, что другие знают, о чем я думаю.
5. Бывало ли с вами такое, что какой-то предмет или событие представлялись каким-то особым знаком специально для вас?
6. Есть люди, которые считают меня странным человеком.
7. Думаю, что мне стоит быть настороже даже среди близких людей.
8. Иногда мне говорят, что я разговариваю неясно, уклончиво.
9. Случается ли так, что вы находите скрытую угрозу или издевку в том, что говорят или делают другие?
10. На вас обращают внимание покупатели в магазине?
11. Ситуация, в которой приходится общаться с незнакомцами, мне некомфортна.
12. У вас был сверхчувственный опыт, связанный с чем-то необычным, сверхъестественным – вещие сны, НЛО, предсказания будущего?
13. Иногда я употребляю слова необычно.
14. Хотелось ли вам когда-нибудь сделать так, чтобы другие люди меньше знали о вас?
15. Я не хочу быть заметным в обществе.
16. Случается ли так, что вы замечаете далекие звуки, на которые обычно не обращали внимания?
17. Вам приходится быть бдительным, чтобы другие люди не пользовались вами?
18. Думаете ли вы, что сближаться с другими людьми вам не дано?
19. Я странный человек, не такой как все.
20. Порой мне трудно объяснить другим, что именно я хочу сказать.
21. С людьми, которых я близко не знаю, мне говорить нелегко.
22. Я скрываю свои чувства.
Сколько раз вы ответили «да»? ______
От 2 до 6 – результат большинства людей. Если вы ответили «да» больше 14 раз – вы «дивергент».
Но вот еще одна интересная вещь, которую не так давно открыли ученые: мозг человека нейропластичен. Иными словами, его можно тренировать, менять. И в любом возрасте можно развивать дивергентное мышление.
Как это делается, и о других тайнах мозга можно прочесть в саммари «Эластичность. Гибкое мышление в эпоху перемен» (Леонард Млодинов).
https://summarylib.ru/library/lichnost-i-razvitie/mlodinov-elastic
Регистрируйтесь на сайте, читайте 14 дней все саммари абсолютно бесплатно. Подписку можно отменить в любой момент.
Подписывайтесь на наш канал ! В книгах много интересного