Когда мы выходим на новую работу, хочется себя презентовать лучшим образом и комфортно, органично влиться в коллектив. Но не тут-то было: неловкость, стеснение, излишнее бахвальство и страх мешаются в голове и порой делают поведение совершенно неадекватным. И совершенно не важно, это ваша первая работа или вы уже профессионал и вас перекупили с предыдущего места за большие деньги. Нет, всё равно получаются крайности: ты либо хмурый строгий зануда, либо клоун, либо робкий хрупкий человек, у которого вместо ламината под ногами — скользкий лёд.
Поэтому глубоко вдыхаем и подходим к своему новому рабочему месту.
Так могу, так могу и вот так могу!
Показать все свои навыки сразу — худшее из того, что можно сделать. Если вы в первые дни показываете весь свой опыт и все навыки, вы самому себе задаёте высокую планку — дальше демонстрировать будет нечего и вы будете выглядеть слабым сотрудником, проиграете сами себе. Уверяю вас: ни один работодатель не ждёт от вас подвигов в первые дни или даже пару недель. Задавайте вопросы, присматривайтесь, попросите помощи новых коллег — даже если всё знаете! — чтобы адаптироваться к коллективу и понять, какие задачи и качества в приоритете.
После этого выдавайте свои крутые навыки постепенно: сперва профессиональные, а затем уже побочные и человеческие. Например, если того не требует работа, не нужно сразу говорить, что вы блестяще владеете английским и испанским. Используйте эти козыри в нужный момент. Такая стратегия поможет вам пережить спады рабочей активности или проблемы на работе — во время спада вы как раз можете раскрыть свой очередной талант и показать, что кроме основных функций можете включиться и в другие процессы в компании.
Например, в одной компании работал довольно средний специалист — инженер, который пришёл на новую для себя должность и с трудом вникал в дела. Когда компания решила участвовать в марафоне «Беги, герой», выяснилось, что он участник Iron Man и марафонец. Он стал организатором и вдохновителем всех спортивных активностей в компании и абсолютно незаменимым. Рабочие задачи он продолжал решать линейно, без искры гения, но зато его ценность резко выросла.
Так тоже бывает.
Найти точку опоры
Не прислоняйтесь к сотруднику, который к вам первым подошёл. Привязываясь к нему, вы не знаете, что от него ждать: помощи в работе, дружбы, а может, именно он «в прямом контакте» с руководителем? Примите помощь и подсказки с благодарностью, но не погружайтесь в дружбу. Чуть позже вы обязательно найдёте своего человека души в коллективе и подружитесь, но сперва нужно присмотреться.
Девушка пришла в компанию, ей дали наставницу, взрослую и интересную. Она быстро с ней подружилась, а потом выяснилось, что коллега «носит» все разговоры по кабинетам и коридорам. Зато спустя полгода самым надёжным другом на работе стала самая хмурая и грубая сотрудница, к которой на первый взгляд было «на пьяной козе не подъехать».
Я вас научу бизнес делать
Этим грешат самонадеянные профессионалы: они приходят в новую компанию и либо рассказывают, как всем нужно жить и бизнес строить, либо постоянно ссылаются на свой прошлый опыт: «А у нас в «Комстартмаше» было так-то и так-то, не то что у вас». А раз там так было хорошо, зачем ты сменил работу? Правда, логичный вопрос?
Так делать ни в коем случае нельзя, потому что этим поведением новый сотрудник демонстрирует свою некомпетентность. Сперва нужно разобраться в бизнес-процессах, понять, как устроена компания, каков жизненный цикла продукта и уже после этого осторожно и постепенно предлагать свои практические решения. Кстати, вы удивитесь, но через пару месяцев работы часть инициатив отпадут сами собой — за ненадобностью и неактуальностью. Помните: компания до вас работала, она чем-то вас привлекла и первые месяцы работы — не лучший период для тотальной критики.
Молчу, за умного сойду
Тем более не выход полное молчание. Если вы будете молчать и стараться быть в стороне, в тени, вас просто не заметят, обойдут вниманием, не дадут задачи. Постарайтесь максимально быстро перенять рабочий ритм компании, познакомьтесь с коллегами, ходите с ними на обед, принимайте участие в разговорах, которые проходят в общем пространстве. При всём этом первое время лучше акцентироваться именно на рабочей стороне отношений: задавайте вопросы, уточняйте, участвуйте в совещаниях и встречах, не отказывайтесь задержаться чуть подольше или пообщаться после работы.
Родненькие мои, любименькие!
Панибратство, «проставы», рассказы о личной жизни в первые же недели работы могут отпугнуть от вас весь коллектив. Познакомьтесь с корпоративной культурой, посмотрите на стиль общения и действуйте исходя из наблюдений. Например, если есть общий стол «с печеньками», не нужно устраивать фееричный банкет по поводу трудоустройства, просто с первой зарплаты принесите вкусные сладости и положите на общий стол. И напротив, если в компании есть пятничные вечеринки, вторничные суши и т.д., закажите с первой зарплаты пиццу и предложите чай. Всё — по обстоятельствам. Если у вас есть сомнения, спросите, как влиться в культуру человека, который вам ближе всех на работе. Возможно, он вас остановит и предостережёт от неверных поступков и вы не будете глупо выглядеть.
Особенно будьте осторожны с шутками, подколами, матом и грубыми выражениями — есть коллективы, где вас могут просто не понять. Оставьте свой искромётный характер для корпоратива — будет лишний повод удивить коллег (постарайтесь в хорошем смысле).
---------
Как бы ни сложилась ситуация, советую вам не играть роли, не примерять разные лики и образы, а просто быть таким, какой вы есть. Совет банальный, но не лишний: работать в компании вам придётся год, два, пять, десять и всё время играть вы не сможете. Просто найдите своё место в коллективе, сделайте упор на профессионализм, держитесь подальше от офисных интриг и всё будет хорошо.
Лично мне не пропустить ни одного звонка и встречи, а также работать быстро и продуктивно помогает RegionSoft CRM - мощная универсальная CRM для малого и среднего бизнеса :-) Это реклама, но это и правда.