Несовершеннолетние мамы есть во всех странах. Если верить нашей Федеральной службе статистики, каждый год у нас в стране появляется около 4,5 тысяч рожениц, не достигших 15-ти лет; 9 тысяч рожениц приходится на 16-летних, 30 тысяч - на 17-летних. Однако обозначилась тенденция и к гораздо более ранним родам, в 10-12 лет. Приглашаю читателей поразмыслить над этим непростым социальным явлением.
...Наташа родила ребенка, будучи в 8-ом классе. Узнав о факте ее беременности, отец будущего малыша, тоже подросток, сначала свалил всю ответственность за случившееся на Наташу, а потом и вовсе быстро исчез из поля ее зрения: родители мальчика отправили своего сына доучиваться в школе к родным аж в другую республику тогдашнего СССР.
Понятно, что в Наташиной семье новость о беременности дочери тоже не встретила аплодисментов. Отец всячески ругал, унижал ее. Мама девочки и раньше, а теперь и тем более, не могла создать теплые, доверительные отношения с ней. Кроме Наташи, в семье воспитывались еще два младших сына. Девочка видела и слышала, как за ее спиной в школе и на улице шушукаются и хихикают все, кому не лень.
Сейчас уже мало кого удивит факт рождения малыша малолетней мамой - такие новости сплошь да рядом сообщаются в средствах массовой информации, обсуждаются внутри и за пределами конкретных школ. Как же расценивать такое явление? Почему подобные случаи становятся все более частыми?
Расшатывание нравственных устоев общества
Самый первый ответ - расшатывание нравственных устоев общества. Ведь, куда ни глянь, царят двойные нормативы: ни один родитель или учитель не станут учить детей дурному; но в реальном мире царят безоговорочное стремление к наживе, пропаганда культа денег, лжи, обмана, насаждается культ секса. Рассогласование между тем, что внушается, и тем, что дети видят реально, заставляет многих из них страдать из-за отсутствия модных нарядов, искать ложные идеалы.
А ложные идеалы - тут как тут! Затянуться друг перед другом папиросой! Отпить прямо из горлышка бутылки обжигающей, зато бодрящей жидкости! Сблизиться с парнем - а что тут такого, это каждый день по телевизору показывают! Это же все круто!
В итоге скромные сверстницы объявляются старомодными, наивными, робкими "глупышками". Самое интересное в том, что нормальные, хорошие девочки под прессингом таких мнений действительно испытывают снижение самооценки, жалея о том, что не так смелы и раскованны.
Неблагополучные семьи
Это второй ответ на ранее заданный вопрос. Такие семьи в подавляющем большинстве и являются "поставщиками" маленьких мам. Но, даже если семья внешне выглядит полностью благополучной (непьющие, достаточно обеспеченные родители, своя квартира или дом, хорошо одетые дети), - неблагополучие может скрываться в ее микроклимате.
Самыми частыми причинами, которые разрушают благополучие семей, являются ссоры, разводы, повторные браки родителей, проживание детей с отчимом (мачехой), взятие в семью их детей от прежнего брака, постоянная занятость родителей на работе. Даже в крепкой многодетной семье есть опасность утери благополучия из-за уменьшения доли личного внимания каждому ребенку. В крайнем варианте это приводит к безнадзорности.
Безнадзорность создает ситуацию, когда девочки, ища отсутствующие в их жизни ласку, тепло, любовь и внимание, вступают в интимные отношения. Иногда на ранние связи девочек толкает и банальная скука. Намерения дать жизнь ребенку у них при этом совершенно нет. Именно поэтому такие девочки - как правило, плохие матери.
Психологические особенности девочек с ранней беременностью
По статистике, большинство таких девочек имеют недостаточное общее развитие, скудный кругозор, не блистают школьными успехами, мало читают, не имеют познавательных, трудовых, эстетических, творческих потребностей, интереса к саморазвитию. Они не любят прикладывать волевые и трудовые усилия для достижения чего-либо, используя чаще уклонение от требуемого. Иметь или получить что-либо им хочется без труда, как бы "само собой".
Завистливые в отношении благополучных сверстниц, сами они имеют весьма однобокие и примитивные интересы. Даже в случае хорошей школьной успеваемости направленность их личности своеобразна: ценность для них имеют обывательские разговоры, стремление "проводить" время, а не распоряжаться им в благих целях и не трудиться.
Наступившая беременность чаще всего переживается ими как стресс, а родившийся ребенок может рассматриваться как неведомо откуда свалившаяся обуза. Ребенок-мать безответственно относится к своему малышу и часто думает о способах избавления от него. Увы, неустойчивая психика, страх перед будущим часто толкают таких мам на преступления.
Удручающими бывают и последствия воспитания маленькой мамой своего младенца: не получив в родной семье примеров любви и заботы, девочка не может дать их и ребенку, продолжая семейную традицию. Она просто не знает, как ощутить и выразить любовь к малышу.
Социальные риски
Есть несколько сценариев дальнейшего хода событий после рождения юной мамой ребенка. Чем более неблагополучна семья, в которой появилась малолетняя мама, тем чаще для нее возникает возможность быть выставленной за дверь. Конечно, сейчас есть социальные приюты для несовершеннолетних мам с детьми, но о них надо знать и суметь до них добраться, а это тоже нелегко.
Проблематичным является и завершение девочкой школьного обучения, а также поиск даже самой малооплачиваемой работы, куда возьмут без должных дипломов и сертификатов. В социальном плане девочка-мама очень уязвима.
Если семья принимает случившееся, возможен вариант взятия в опеку родителями родившей девочки собственного внука или внучки до достижения мамой возраста 16-ти лет. Известны даже экзотические истории усыновления ими родившегося ребенка.
Кстати, именно этот вариант предпочли родители Наташи, c истории которой начался наш разговор. С большим отставанием от сверстниц она все же закончила школу рабочей молодежи, потом поступила в агротехникум на заочное обучение. Когда она вышла замуж, ее сын продолжал жить в семье ее родителей и называл их мамой и папой.
И что же со всем этим делать?
Ответ на последний из поставленных вопросов вполне очевиден. Но он раскрывается, как веер, в множестве ответов. Родителям нужно учиться укреплять семью, улучшать все виды взаимоотношений в ней, любить детей, уделять им больше внимания. И девочек, и мальчиков надо правильно воспитывать, разносторонне развивать, обеспечивая привычку к нравственным чувствам и нравственному поведению.
Школе и семье надо неформально взаимодействовать друг с другом. Для всех школьников и школьниц нужна системная профилактическая работа, воспитание культуры чувств и ответственности, уважения своих прав и прав другого человека.