"Описание ужасной смерти Берлиоза слушающий сопроводил загадочным замечанием, причем глаза его вспыхнули злобой:
- Об одном жалею, что на месте этого Берлиоза не было критика Латунского или литератора Мстислава Лавровича, - и исступленно, но беззвучно вскричал: - Дальше!"
Ранее я начала серию постов о прототипах героев "Театрального романа". При чем же здесь Мстислав Лаврович, закадровый персонаж другой булгаковской книги?
Дело в том, что "Мастер и Маргарита" куда ближе к "Театральному роману", чем кажется. Вспомним, что писать их Булгаков начал параллельно. И судьба романа о Пилате отразила мытарства самого писателя с Мольером - повестью "Жизнь господина де Мольера", а затем пьесой "Кабала святош" и ее постановкой на сцене МХАТа.
И, увы, под именем Мстислава Лавровича зашифрован знаменитый театральный и общественный деятель.
Причем зашифрован в буквальном смысле: "ключ" к шифру - лавровишневые капли + князья Мстислав и Всеволод. Заменяем - и что же получится?
Всеволод Вишневский, знаменитый советский драматург. Это его хлестко и зло - пусть и пунктирно - вывел в романе Булгаков.
В 1932 году Всеволод Вишневский был уже известен. Он прошел Первую мировую войну, куда сбежал еще мальчишкой, воевал в Гражданскую. Был профессиональным военным, писал очерки и пьесы на военную тематику.
Как раз в январе он начал создавать свою знаменитую "Оптимистическую трагедию". Роль Комиссара была написана для уже знакомой нам Алисы Коонен.
Она писала о их встрече и обсуждении судьбы Камерного театра:
Выяснилось, что Вишневский видел все постановки Камерного театра и не раз обмозговывал, как он выразился, приемы и методы Таирова.
— Думаю, вы бьете в цель, — говорил Вишневский. — Ваша борьба с натурализмом, который всем нам мешает двигать большие проблемы, — это правильно. Нужно драться.
Под утро, прощаясь, Вишневский сказал:
— Попробуем идти вместе в наступление. Может, что и получится. Главное — найти настоящую, большую тему.
С этого вечера завязалась дружба Вишневского и Таирова, длившаяся долгие годы.
А вот еще из ее же воспоминаний:
Чтение пьесы на труппе я вспоминаю до сих пор. Всеволод читал замечательно, Таиров считал, что вообще в нем погиб превосходнейший актер. Каждый образ был живым. Бурный темперамент Всеволода захватывал. Многие наши актрисы плакали. После чтения мы устроили Вишневскому бурную овацию.
...Это было чудесное время. Вишневский, по-моему, был идеальным драматургом. Его увлекала самая стихия театра.
Коонен замечала, что в своих выступлениях драматург мог быть "иногда беспощаден". Вспоминала и тяжелый, грустный период охлаждения между Вишневским и Таировым. Но в целом была доброжелательна и вспоминала писателя с нежностью.
Их действительно многое связывало. Даже название для новой пьесы они придумывали вместе:
— Да, я понимаю, что это трагедия, — возражал Вишневский. — Но пьеса-то оптимистическая.
— А почему бы именно так и не назвать пьесу — «Оптимистическая трагедия»! — вмешалась я.
Всеволод вскочил и, заключив меня в объятия, воскликнул:
— Ура!
И надо сказать, вопреки предубеждениям против "конъюнктурной" драматургии, "Оптимистическая трагедия" такою не была. Это достаточно крепкая и интересная пьеса. В СССР она ставилась вплоть до 80-х годов - последняя крупная ее постановка была осуществлена Марком Захаровым, всегда имевшим чутье на хорошую драматургию. Ставили "трагедию" и за рубежом.
Действительно, Вишневский на многих производил впечатление цельного и открытого человека. Добавлю и еще одну важную для понимания его характера деталь. Когда был сослан Осип Мандельштам, Вишневский был одним из немногих, кто помогал опальному поэту деньгами. А позже и сам подвергся опале за публикацию в журнале "Знамя" повести Казакевича "Двое в степи".
Тогда что же произошло между ним и Булгаковым? Что за злополучная история?
О ней, с отрывками из писем и всеми печальными подробностями, - в следующем посте.
Напоследок - репортаж о премьере спектакля в "Ленкоме":
--
<<Следующий пост Предыдущий пост>>
Похожие статьи:
"Руки потирал в предвкушении удовольствия": роман, ставший для Булгакова антидепрессантом
"Играть вообще ничего не может": справедлив ли был Булгаков?
"Какие траурные глаза у него": легендарный завлит МХАТа
--
Здесь - путеводитель по всем моим постам.
Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.