На сайте Дискурс вышел занимательный материал кандидата филологических наук Бориса Орехова про фильм Говорухина. В аннотации заявлен следующий абзац:
"На первый взгляд, в "Ворошиловском стрелке" нет подтекстов и скрытых посланий, но при внимательном просмотре заметна малопонятная деталь — один из главных героев учится на структурного лингвиста, хотя единственную в стране кафедру, где преподавали эту специальность, ликвидировали задолго до начала съёмок".
Текст там не маленький, поэтому до главной мысли статьи предыстория своими словами. Все помнят, что отморозков в фильме трое. Один из героев – коммерсант, второй – сын полковника милиции, а третий – изучает "структурную лингвистику". Дальше у Орехова тоже не короткое объяснение о том, что это такое. И…
"Источник фразы про "структурную лингвистику" — личное отношение Говорухина или кого–то из его соавторов к одному–единственному человеку. Речь идёт о режиссёре Павле Лунгине, который выпустился из отделения структурной и прикладной лингвистики МГУ в 1971 году и сделал впоследствии карьеру в кино.
Павел Лунгин имел все основания заслужить скептическое отношение Говорухина. Сложные для России 90–е он провел во Франции, снимая там фильмы на деньги французских продюсеров: "Такси–блюз", "Луна–парк", а всего за два года до съемок "Ворошиловского стрелка" — "Линия жизни". Сам же Говорухин в это время "молчал": последний его игровой фильм "Брызги шампанского" вышел в 1988 году.
Режиссеров разводило и социальное происхождение: Говорухин пришел в кино сам, из провинции, будучи потомком донских казаков, а Лунгин родился в аристократической по советским меркам семье всесоюзно известной переводчицы Лилианны Лунгиной и сценариста Семена Лунгина. Тема детей, которые имеют хорошую жизнь не заслуженно, а благодаря родителям, для "Ворошиловского стрелка" одна из ключевых.
Разница в возрасте с Говорухиным у них была не драматическая — всего 13 лет. Но кинокарьеру Лунгин начал гораздо позднее: его первый полнометражный фильм появился через 33 года после первой картины Говорухина. Так что последний вполне мог воспринимать Лунгина как ещё молодого творца.
Кроме того, Лунгин был у Говорухина на виду. В отличие от настоящих структурных лингвистов из жизни, режиссер "Ворошиловского стрелка" не мог не знать о режиссере нашумевшего в свое время "Такси–блюз", призёра Каннского фестиваля. Оба они были частью чрезвычайно конфликтного сообщества кинематографистов, могли иметь личные и профессиональные претензии друг к другу. Знал ли Говорухин о лингвистическом дипломе Лунгина? Трудно сказать наверняка: обычно люди из профессионального сообщества трепетно относятся к наличию у коллег специального образования, а сам Лунгин, как вспоминают лингвисты, своего прошлого никогда не скрывал.
Говорухин мог считать, что Лунгин героизировал и идеализировал преступность, чего себе мэтр советского кино не позволял ни в "Место встречи изменить нельзя", ни в "Десять негритят": "Линия жизни" в принципе рисует уголовников практически человечными. Чуть позже, в 2002 году, Лунгин снова оправдает новых русских в "Олигархе". Его киноэстетика была для Говорухина достойной порицания, но в отличие от "лобовых", стереотипных образов, отсылка к Лунгину осталась внутрицеховой, зашифрованной, понятной только представителям профессионального сообщества. Такой взгляд на картину позволяет увидеть в ней не просто агитку для масс, но и реплику в диалоге о том, какой должна быть этика нового российского кино".
Читать полностью: Режиссёр Говорухин против кино: как отсылка к структурной лингвистике стала посланием целой эпохе