Найти тему

Привет фаготистам от виолончелистов

Уже несколько лет я работаю в Международном оркестре Сычуаньского университета культуры и искусства вместе с мужем и дочкой. У нас всё хорошо.

В нашем оркестре сейчас, как говорят китайцы, "много иностранных педагогов", 50 на 50.

И уже второй сезон главный дирижёр оркестра - музыкант из Беларуси - Алексей Фролов.

Каждый день до полудня он погружён в партитуры, в плотную массу звуков. На него устремлены разные взгляды: сонные, увлечённые, умные, задумчивые. Взгляды разных глаз: узких китайских, голубых европейских, со стрелками и кукольными ресницами, после пластических операций (их делают китайские девушки). Он руководит оркестром, на нём лежит большая ответственность. Он должен обеспечить слаженное звучание музыкантов разного уровня, сфокусировать их на точности исполнения своих партий и его пожеланиях - замечаниях.

Днём нужно решать другие вопросы, заниматься другими делами.

А вот вечером, часто около семи, из комнаты нашего дирижёра доносятся звуки фагота. По музыкальным темам можно догадаться о настроении маэстро: Римский-Корсаков, Равель - ностальгия по Большому театру Беларуси; Сен-Санс, виолончельный концерт в собственном переложении - хорошее настроение; звуки концерта B-dur Моцарта, скорее всего, выдают желание держать себя в профессиональной форме.

А вот Вебер, я так понимаю, звучит для души!

В этом году исполняется 210 лет Концерту для фагота с оркестром фа мажор К.М. Вебера.

Для справки пара слов о композиторе:

Карл Мария Вебер возглавлял немецкое оперное искусство и жил в годы, которые можно и не относить к романтическому периоду (1786-1826). Но его оперы, концерты, ансамбли для различных инструментов заложили основы романтизма в европейском музыкальном искусстве.

И вот проходят века, а музыка этого композитора не теряет своей красоты и привлекательности.

История создания этого концерта такова:

В начале 1811 года Вебер отправился в большое концертное турне по европейским странам, включая Россию. Весной он прибыл в Мюнхен.
Король Максимилиан I уделял внимание развитию культуры. Поэтому к тому времени в Баварии был построен Национальный театр, основана Мюнхенская Академия изящных искусств, а при дворе был оркестр, состоящий из высококлассных уважаемых музыкантов.
Для Вебера в Баварии были созданы хорошие условия: как материальные, так и творческие. Вдохновившись общением с музыкантами придворного оркестра, Вебер написал Концертино для кларнета. Это произведение тут же стало популярным, и король немедленно поручил Веберу сочинить для кларнета два полных концерта.
Многие музыканты стали просить композитора написать для них концерты тоже. Но Вебер в первую очередь - оперный композитор и дирижёр. В этом жанре он - новатор и мастер.
Но фаготист оркестра Георг Брандт смог убедить короля Баварии, чтобы тот поручил Веберу написать концерт для фагота. А королю отказывать нельзя, приказ придётся исполнять.

Так появился этот знаковый для каждого фаготиста Концерт: благодаря репутации придворного музыканта и королевскому приказу.

Получился самый яркий и показательный Концерт для фагота с оркестром эпохи Классицизма и раннего Романтизма. Созданный в традициях "Гран-концерта", он максимально раскрывает возможности этого интересного, необычного по форме и удивительного по звучанию инструмента.

Сейчас я хочу сделать романтическое отступление от темы Концерта Вебера, дабы рассказать о "дружбе " и взаимодействии в музыке фагота и виолончели.

-2
  • В оркестре партия фагота и виолончелей часто совпадают. В таком случае группа виолончелей ни в коем случае не должна играть громко! Только под фагот! Тембр, штрих, манера исполнения - всё должно сливаться и совпадать, чтобы звучать вместе связно и плотно. У виолончелистов появляется "чувство локтя", спокойствие и комфорт в ощущениях.
  • Партии этих инструментов пишутся в одинаковых ключах: басовом и теноровом. Музыкантам легче общаться, язык ключ находят быстро.
  • И тот, и другой инструменты имеют детали из клёна.
  • Фаготисты и виолончелисты - уравновешенные и рассудительные, очень основательные люди. Эти черты характера сформированы у них одним обстоятельством: и те, и другие молча завидуют музыкантам, у которых футляры с инструментами меньше и легче. Поэтому они хорошо понимают друг друга.
  • Фагот и виолончель могут похоже звучать, сливаться воедино, вести диалог. У них большие выразительные возможности. Это два экспрессивных инструмента, почти равных технически. Виртуозные пассажи на этих инструментах исполнять непросто. В нижних регистрах они звучат мрачно, в средних - мягко и певуче, а в верхних - напряжённо. И фагот, и виолончель могут звучать страстно, томно, красиво.
  • Мы (виолончелисты и фаготисты) не воруем друг у друга репертуар, как это делают, например, народники у скрипачей. Но Концерт Сен-Санса - не в счёт!) Красивая музыка пусть звучит чаще!
  • Мы дружим, вместе играем не только в оркестре, но и в дуэте, в ансамблях с другими инструментами.

Но сегодня "на сцене" Алексей Фролов - титулованный фаготист - солист. В его биографии есть победы на самых главных международных конкурсах.

Алексей Фролов как фаготист-солист признан одним из лучших на самых престижных европейских конкурсах: лауреат в категории солистов (среди всех инструментов вообще) на VII Международного конкурса современной камерной музыки в Кракове – «Конкурс им. Пендерецкого» (ПОЛЬША, 2003), занял III место в рейтинге фаготистов Международного Конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментов «Pacem in Terris» в Байройте (ГЕРМАНИЯ, 1998). Также он - лауреат Первого международного конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментов "Минск - 1994" (БЕЛАРУСЬ, 1994), а также, ещё в юности – обладатель 1-й премии молодежного Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (Воронеж, РОССИЯ, 1991). Принимал участие как солист во множестве международных фестивалей и других выдающихся музыкальных проектах во многих странах мира.

Существует запись Концерта фа мажор для фагота с оркестром К.М.Вебера, сделанная несколько лет тому назад.

-3

Алексей блестяще исполнил этот Концерт в сопровождении Государственного Академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Дирижёр - Йорг Ивер (Германия)

Сейчас Алексей переключился на дирижирование. На сцену выходит с дирижёрской палочкой. Но жизнь музыканта часто полна неожиданностей, возможностей, новых творческих планов и идей, новых концертов и проектов.

В жизни всё может быть... И выход на сцену в качестве солиста - тоже!

Подписывайтесь на канал