18 января (по новому стилю) 1654 года в Переяславе состоялись тайный старшинский совет Запорожского казачества, а затем уже открытый Генеральный военный совет во главе с Гетманом Запорожским Богданом Хмельницким, на которых было принято решение о принятии подданства царя Алексея Михайловича. После военного совета гетман и казацкая старшина вышли к народу, в "круг", где и предложили собравшимся "разных чинов людям" выбирать, под чью руку они хотят перейти - турецкого султана, крымского хана, польского короля или царя России.
Как известно, на этом "круге" выбрали русского царя.
После принятия этого решения казацкая старшина стала вырабатывать условия, на которых Войско Запорожское с городами и местами должно было перейти в подданство царя. Одновременно шли переговоры с полномочным представителем царя боярином Бутурлиным о принятии присяги Войском. (Здесь сначала возникли сложности - казаки желали, чтобы не только они присягнули царю, но и царь бы им присягнул, в лице Бутурлина, на что Бутурлин ответил отказом. В конце концов вопрос был разрешён.)
Войсковая старшина выработала ряд статей-условий, на которых Войско Запорожское соглашалось принять подданство России, и с этим документом посольство казаков отправилось в Москву к царю.
В конце марта 1654 года статьи договора - челобитья были рассмотрены царём Алексеем Михайловичем, и по каждой статье было принято решение, зафиксированное письменно.
Статьи этого челобитья Войска Запорожского давали Войску очень широкие права. Города должны были управляться выборными и Войска людьми. Они же должны были собирать доходы в царскую казну. Царь был согласен с таким порядком, лишь потребовал, чтобы за сбором и передачей собранных денег следили государевы люди, чтоб не было злоупотреблений. Следующая статья касалась дипломатических сношений. Гетман и Войско Запорожское могли принимать иностранных послов, с чем царь согласился с оговоркой, чтоб о таких визитах старшина не мешкая оповещала бы Москву. Послов же, пришедших с недобрым делом, нужно было задерживать до царского указа. Ограничения касались послов польского короля и турецкого султана - с ними без царского указа переговоры вести запрещалось. Оговаривалось и число реестровых казаков - 60000 человек (реестровое казачество - люди, принятые на государственную военную службу, и получавшие за это жалованье, деньгами, оружием, землёй, и имевшие определённые льготы в налогообложении, в том числе в торговых пошлинах). Царь согласился на такое количество служивых (максимальное число реестровых казаков в Польше не превышало 50000 человек, и то только в начале XVII века, обычно же их было не более 10000-20000 человек). Был решён вопрос о преемственности гетманской власти - Войско могло выбирать гетмана самостоятельно. Кроме того, за населением Войска Запорожского (левобережье Днепра с Киевом) сохранялись все те права, которые были даны ему князьями и королями, а также сохранялись владения, приобретённые ими ранее, и без царского указа и суда конфисковать их было нельзя. С этим царь также согласился. Казаки хотели выборности судей, и также получили на это согласие. Кроме всего этого, казакам Войска и шляхетству (местному дворянству) специальными грамотами были даны различные привилегии (прежде всего - отсутствие разного рода податей) Хмельницкий, кроме того, получил по его прошению в потомственное владение город Гадяч с окрестностями. Получили "маетности" (владения) и другие казацкие старшины, кроме денежного жалованья.
Таково было основное содержание договора царя с Войском Запорожским. Как видно, Войску Запорожскому были предоставлены самые широкие права, и обеспечивался немалый доход. Права эти в целом сохранялись до 1764 года, когда Екатерина II гетманство упразднила окончательно, а управление Малороссией осуществлялось наместником императрицы. Но это "уже совсем другая история".