Согласно Рамбаму, в природе человека заложено свойство копировать мысли и действия окружающих его людей. Как известно, слова тева (природа) и Элоким (одно из имен Всевышнего) имеют одну и ту же гематрию. Все, что существует в природе, – это творение Всевышнего. Утверждать, что кто-то способен не поддаваться влиянию окружения, – все равно, что утверждать, что кто-то способен запретить солнцу светить. А если в природе человека подвергаться влиянию окружения, значит, нет человека, способного этому влиянию противостоять.
В мире есть семьдесят народов и обособленно существующий еврейский народ. Потребовав от Шмуэля поставить над нами царя, «чтобы быть как все народы», наш народ вызвал гнев Всевышнего. Когда возникло государство Израиль, Брискер Ров (рав Ицхак-Зеев а-Леви Соловейчик) прокомментировал это так: «Теперь в мире есть семьдесят один народ…» Почему же евреи не могут быть «как все народы»? В чем их особенность? Чтобы понять это, зададим еще один вопрос.
В чем отличие Шаббата от еврейских праздников? Каждый праздник имеет свою особенность, заложенную в его названии. Песах – напоминание о том, что Всевышний миновал (пасах ) еврейские дома во время казни первенцев. Шавуот – напоминание о счете дней и недель до дарования Торы. И так все праздники. Что заложено в названии Шаббата? Ничего. Другими словами, каждый праздник – отдельная картинка с определенным сюжетом. А Шаббат – не картинка, а зеркало: что перед ним поставить, то оно и покажет. Каждый праздник наполнен внутренним содержанием, поэтому перед приходом очередного праздника мы испытываем особое волнение. А Шаббат нас так не волнует. У него нет внутреннего содержания, и не будет, если мы сами об этом не позаботимся. Каким должно быть это внутреннее содержание? Что должно отражать зеркало Шаббата?