Не важно, какая это будет остановка: улица Ленина или Железнодорожный вокзал. Важно, каким будет (и должен быть) остановочный павильон.
Очень часто от людей можно услышать, что общественный транспорт - это только для лохов и нищебродов, потому что он убогий и неудобный. Подвижной состав старый и грязный, водители и кондуктора хамы, расписание не соблюдается, ходит редко и вообще у нас климат не тот.
Некоторые города пытаются исправить ситуацию, некоторые плывут по течению, но мы сегодня поговорим о ещё одной важной составляющей комфорта общественного транспорта: об остановках. Ведь важно не только то, сколько ты ждёшь автобус (троллейбус, трамвай), но и то, как ты его ждёшь.
И вот тут как раз самое время вспомнить про климат. Меньше всего хочется, чтобы остановка продувалась всеми ветрами. Хорошо, если интервал у транспорта минуты 2-3, а если 15-20? Не у каждого есть смартфон с приложением, и ждать 10-15 минут на остановке это так себе удовольствие.
Вспоминаем про климат дальше, теперь про лето. Летом у нас и жарко бывает, и даже очень жарко. Значит на остановке должна быть тень, чтобы во время ожидания была возможность укрыться от солнечного зноя. Получается такой бункер, да?
А ведь пассажиру необходимо ещё и видеть, какой транспорт подходит к остановке, какой номер маршрута на табло, да и в бункере просто неприятно находиться. Значит, стенки остановки должны быть закрытыми, но прозрачными, а крышу против солнца и дождя нужно делать непрозрачной.
Но ведь вандалы могут и разбить такую остановку, и осколками стекла могут пораниться люди? Могут. Поэтому следующий вывод делаем о том, что стеклянная по периметру (кроме передней стенки) остановка с непрозрачной крышей должна быть из прочного антивандального стекла. Это всё?
Нет, не всё. Вспомним теперь, что в ногах правды нет, и что иногда в ожидании транспорта хочется отдохнуть. Значит, на нашей прозрачной по бокам, непрозрачной сверху и антивандальной остановке должны быть лавочки. А чтобы на лавочках не тусовались бомжи, их можно отформовать исключительно только под возможность сидеть.
Теперь представим себе, что пассажир в ожидании автобуса на остановке укрылся от дождя и ветра, присел на лавочку и развернул мороженое. Куда-то нужно деть обёртку, а значит на остановке должна быть урна для мусора. Чтобы пассажир просил фантик не на асфальт или сложил в карман, а утилизировал его.
Но как узнать, как и куда от остановки можно уехать? В наш век информационных технологий есть масса приложений, с помощью которых это можно сделать. А если смартфона нет? Значит на остановке должна быть нужная информация. Это номера маршрутов, их расписание или интервалы, время начала и окончания движения, схема района вокруг остановки и направления транспорта.
Во многих городах, в том числе и у нас, стали устанавливать электронные табло с номером маршрута, конечной остановкой и временем ожидания. Хорошо. Только такие табло неинформативны в том случае, если Вам нужно узнать не просто куда, но как едет маршрут. Для этого ничего лучше внятной и хорошо читаемой схемы маршрутов с указанием основных точек притяжения пока не придумали.
Итак, мы с вами имеем прозрачную остановку с антивандальным остеклением, в наших климатических условиях закрытую с трёх сторон, и накрытую не пропускающей солнечный свет крышей. На которой есть урна, информационное табло со временем прибытия и карта маршрутов. Допустима ли на остановке реклама?
Да, допустима. Это один из источников дохода муниципалитета, ведь перевозки общественным транспортом, как правило, убыточны. Но важно помнить, что реклама должна быть цивилизованной, не превалировать над важной информацией, и на остановке не должно быть никаких бумажных объявлений с отрывными телефонами. Для этого поверхности обрабатываются специальными составами.
Допустимы ли на остановке солнечные панели для генерации электроэнергии (например, для работы информационных табло)? При достаточном количестве часов солнечного сияния да. В противном случае это будет дорогой игрушкой, и дешевле будет просто подключить остановку к городской сети.
Ещё один важнейший элемент удобства - высота платформы и отсутствие остановочных карманов для колёсного транспорта. Последнее особенно актуально при системе выделенных полос, когда убирать автобус с проезжей части на время посадки-высадки пассажиров вообще не имеет смысла.
Высота платформы и наименьшее возможное расстояние между ней и единицей транспорта это не только комфорт и удобство для маломобильных пассажиров. Это ещё и существенная экономия времени в пути за счёт ускорения процесса посадки-высадки. Одно дело просто ступить из автобуса сразу на тротуар, другое - спрыгивать в карман с грязью и лужами и потом карабкаться в автобус или на тротуар.
Если предусмотрена возможность оплаты вне автобуса (троллейбуса, трамвая, метро), система проездных и разовых билетов, то разумно на остановке разместить такие автоматы. Чтобы пассажир не бежал через салон к кондуктору или водителю оплачивать проезд на 1-2 остановки, а мог бы сделать это заранее.
Итак, вот наша прозрачная остановка с антивандальным остеклением, закрытая с трёх сторон, и накрытая не пропускающей солнечный свет крышей уже снабжена всеми схемами, картами, расписаниями, местом для рекламы, "антибомжатной" лавочкой и урной, у неё высокая платформа без кармана, чтобы обеспечить быстроту и комфорт при посадке / высадке, и есть терминал по продаже билетов.
Всё? Почти. На современных остановках терминал по продаже билетов по идее должен уметь прокладывать маршрут и показывать дополнительную полезную информацию: время, погоду. И ещё остановке (а не пешеходному переходу) нужен яркий знак. Пешеходам он укажет путь, как маяк, а водителям - на скопление людей. И, конечно же, остановка должна быть ярко освещена.
Вот теперь всё. Нужно чётко понимать, что комфортный общественный транспорт - это не только новый и современный подвижной состав. Это ещё и элементы инфраструктуры, с которыми пассажир взаимодействует также часто, как с вагоном трамвая, например.
К сожалению в наших реалиях пассажиры, то есть граждане, почти лишены возможности повлиять на городскую среду и радуются тому, что дают. Связано это в первую очередь с отменой выборов глав муниципалитетов. Прямые и открытые выборы мэра помогли бы многим городам решить большую часть проблем. А пока пассажир в некоторых городах, судя по инфраструктуре, находится на положении скотины в загоне.
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!