Найти тему
Рыжий рыцарь

Зачем тунгусы и маньчжуры носили меч рукоятью НАЗАД?

Меч или саблю, как известно, можно носить разными способами. Чаще всего их носят на поясе, в прямом, почти горизонтальном или диагональном подвесе, слева на бедре (римлян это не касается, у тех гладиус был справа). Лезвием вверх или вниз - это уже зависит от вкусов обладателя и национальной манеры ношения.

Можно носить за спиной - но это уже попахивает недорогим фэнтези, популяризовавшим этот вид ношения. Хотя и в реальности такой способ ношения меча иногда практиковался (например, у китайцев с дадао), но несравнимо реже, чем это бывает в книгах.

А можно и по-обычному, на поясе, но... Эфесом - назад! Такая манера ношения изредка, но встречалась на Востоке, у монголоидных народов - тунгусов, маньчжуров, самих монголов, иногда - у китайцев и алтайцев.

Вот, например, рисунок путешественника 1860 года, изображающий знатного тунгуса (или маньчжура, честно говоря, различить сложно):

Вот еще один - уже китайский, XVIII века:

Маньчжуры
Маньчжуры

Интересно, правда? Но, может быть, это у них просто ремешки на перевязи перекрутились - бывает, если они довольно длинные, меч может перевернуться в другую сторону.

Хмм... Здесь тоже перекрутился?

Халха-монголы, конец XIX - начало XX века. У одного из них местная сабля дао с приделанным европейским эфесом
Халха-монголы, конец XIX - начало XX века. У одного из них местная сабля дао с приделанным европейским эфесом

Они же:

-4

Эти двое сфотографированы в два близких по времени момента, причем они двигались. Обратите внимание, что сабля у одного из них так и висит - эфесом назад.

Ну и вот, наконец, вишенка на торте:

Маньчжур
Маньчжур

Это маньчжурский офицер довольно высокого ранга имперской армии Китая. Фото XIX века. Здесь вполне очевидно, что сабля (одна из разновидностей дао) не перекрутилась, она изначально именно так и подвешена. С умыслом.

Действительно, такой подвес меча был характерен для многих восточных... Лучников. Дело в том, что лук в налучье в этой военной традиции подвешивался с левой же стороны, рядом с мечом. Влево же смотрели и стрелы из колчана. На верхних фото, с молодыми монголами, у мечника просто в данный конкретный момент нет лука. Но военная традиция осталась та же самая.

А лук, возможно, приторочен к седлу лошади - с той стороны, где он не виден...

Выпирающий вперед и вверх эфес меча при традиционной манере ношения (хоть вниз лезвием, хоть вверх, без разницы) мешает выхватывать лук при именно таком его расположении. А именно лук для этих воинов был первоочередным оружием, меч - уже вторичным, дополнительным. Чтоб дошло дело до меча, надо, грубо говоря, чтоб все стрелы кончились. А если тебе стрел не хватило, то не факт, что и меч поможет чем-то...)

При необходимости все-таки войти в ближний бой меч выхватывался следующим манером: левая рука резко подбивала наконечник ножен назад и вниз, клинок переворачивался на подвесе и выхватывался. Желательно - как можно быстрее. При этом, если он был подвешен лезвием вниз, то при выхватывании оказывался уже в положении лезвием вверх, т.е. "по-шашечному".

Второй вариант - левой рукой ножны быстро толкались назад, за спину, и меч выхватывался справа как бы из-за поясницы. Но такой способ, например, был бы недоступен монгольскому воину на первых двух фото - для него нужен горизонтальный подвес оружия, как у маньчжура на последнем.

Вот такая вот восточная эквилибристика...)

P.S. О степени распространения такой манеры ношения сказать сложно. Известно лишь, что она была, и что она довольно древняя - как минимум средневековая. В русскоязычном сегменте Рунета об этом мало данных.