Найти тему
Роман Апрелев

Кинодуэль: два “Призрака оперы”

Оглавление

Авантюрный роман Гастона Леру “Призрак оперы” впервые экранизировали еще в 1925 году. Любопытно, что фильм о музыке вышел в эпоху немого кино. А в 2004 году автор “Бэтмана и Робина” Джоэл Шумахер поставил мюзикл, точнее, перенес на экран лондонский спектакль с музыкой Эндрю Уэббера. Давай выясним, какая же версия лучше.

Кадр из "Призрака оперы" 2004 года
Кадр из "Призрака оперы" 2004 года

Оценка зрителей

Начинаем дуэль, по традиции, с учета мнения зрителей. Суммируем баллы, поставленные отечественной публикой на “Кинопоиске”, и показатели с IMDb. Предпочтения россиян и интернациональной аудитории явно разошлись.

1925 - 7,2 и 7,6

2004 - 7,8 и 7,2

  • Счет после первого раунда

1925 - 14,8

2004 - 15

Кадр из "Призрака оперы"  1925 года
Кадр из "Призрака оперы" 1925 года

Награды

Более современная работа, несомненно, находится в выигрышной ситуации. Фестивалей и кинопремий почти сто лет назад не было. Впрочем, в США ленту Руперта Джулиана внесли в Национальный реестр фильмов. Удостоится ли такой чести работа Шумахера? Сомневаюсь. Однако в активе его варианта по три номинации на “Оскар” и “Золотой глобус”, а также менее известные премии. А Эмми Россам получила премию “Сатурн” как лучшая молодая актриса за роль Кристины. Ее же отметили “Выбор критиков” и Национальный совет кинокритиков. Оператор Джон Мэтисон получил призы от Британского общества кинематографистов и Общества кинокритиков Сан-Диего.

Кадр из "Призрака оперы"  2004 года
Кадр из "Призрака оперы" 2004 года

Но киноленту Джулиана слава все же догнала. Национальная ассоциация онлайновых и телевизионных фильмов в 2019 году дала ей какой-то приз.

1925 - 1

2004 - 2

  • Счет после второго раунда

1925 - 15,8

2004 - 17

Кадр из "Призрака оперы"  1925 года
Кадр из "Призрака оперы" 1925 года

Художественные достоинства

Что в фильме Шумахера хорошо, так это музыка. Не оперная, но запоминающаяся, пронизывающая насквозь. Вот только, как я уже сказал, написана она была раньше, а не специально для этой экранизации. В остальном же получилась яркая мишура.

Кадр из "Призрака оперы"  2004 года
Кадр из "Призрака оперы" 2004 года

Старая картина в плане развития сюжета куда интереснее. Да, есть длинноты, ритм еще далеко не современный. Но зато эта древняя лента хоть немного, но продвинула киноискусство вперед. Особенно старался в роли “призрака” Эрика Лон Чейни. Он сам придумывал металлические конструкции, растягивавшие его рот в страшную ухмылку. Возможно, нынешнему зрителю этот фильм покажется скучноват. Но на современников он точно производил большее впечатление.

Кадр из "Призрака оперы"  1925 года
Кадр из "Призрака оперы" 1925 года

1925 - 1

2004 - 0

  • Итоговый счет

1925 - 16,8

2004 - 17

Другие кинодуэли:

Два фильма о Пушкине

Три фильма о Питере Пэне

Три версии "Мэри Поппинс"

Два "Крепких орешка"

Три версии "Служебного романа"