Авантюрный роман Гастона Леру “Призрак оперы” впервые экранизировали еще в 1925 году. Любопытно, что фильм о музыке вышел в эпоху немого кино. А в 2004 году автор “Бэтмана и Робина” Джоэл Шумахер поставил мюзикл, точнее, перенес на экран лондонский спектакль с музыкой Эндрю Уэббера. Давай выясним, какая же версия лучше.
Оценка зрителей
Начинаем дуэль, по традиции, с учета мнения зрителей. Суммируем баллы, поставленные отечественной публикой на “Кинопоиске”, и показатели с IMDb. Предпочтения россиян и интернациональной аудитории явно разошлись.
1925 - 7,2 и 7,6
2004 - 7,8 и 7,2
- Счет после первого раунда
1925 - 14,8
2004 - 15
Награды
Более современная работа, несомненно, находится в выигрышной ситуации. Фестивалей и кинопремий почти сто лет назад не было. Впрочем, в США ленту Руперта Джулиана внесли в Национальный реестр фильмов. Удостоится ли такой чести работа Шумахера? Сомневаюсь. Однако в активе его варианта по три номинации на “Оскар” и “Золотой глобус”, а также менее известные премии. А Эмми Россам получила премию “Сатурн” как лучшая молодая актриса за роль Кристины. Ее же отметили “Выбор критиков” и Национальный совет кинокритиков. Оператор Джон Мэтисон получил призы от Британского общества кинематографистов и Общества кинокритиков Сан-Диего.
Но киноленту Джулиана слава все же догнала. Национальная ассоциация онлайновых и телевизионных фильмов в 2019 году дала ей какой-то приз.
1925 - 1
2004 - 2
- Счет после второго раунда
1925 - 15,8
2004 - 17
Художественные достоинства
Что в фильме Шумахера хорошо, так это музыка. Не оперная, но запоминающаяся, пронизывающая насквозь. Вот только, как я уже сказал, написана она была раньше, а не специально для этой экранизации. В остальном же получилась яркая мишура.
Старая картина в плане развития сюжета куда интереснее. Да, есть длинноты, ритм еще далеко не современный. Но зато эта древняя лента хоть немного, но продвинула киноискусство вперед. Особенно старался в роли “призрака” Эрика Лон Чейни. Он сам придумывал металлические конструкции, растягивавшие его рот в страшную ухмылку. Возможно, нынешнему зрителю этот фильм покажется скучноват. Но на современников он точно производил большее впечатление.
1925 - 1
2004 - 0
- Итоговый счет
1925 - 16,8
2004 - 17
Другие кинодуэли: