Найти в Дзене
Новый драматический театр

Как стать актрисой. Часть 1. С чего начать?

Оглавление

Каждый год приёмные комиссии театральных вузов штурмуют тысячи девушек, мечтающих овладеть актёрской профессией. Давно развенчан миф о том, что «в артистки» берут лишь тех, кто обладает безупречными внешними данными — в театре и кино играют не столько красивые, сколько обладающие талантом, индивидуальностью, харизмой, упорством и работоспособностью.

Оставим за скобками случаи, когда профессиональной актрисой становилась девушка без специального образования. Это касается только кинематографа, и во многом зависит от удачи. Кстати, одному великому режиссёру принадлежит парадоксальное высказывание: «Кино — не актёрская профессия!» Он имел в виду, что сниматься может каждый человек. Достаточно стать «самому себе продюсером», то есть участвовать в массовке, заявлять о себе на кастингах, активно завязывать знакомства… одним словом, «пробиваться». Если есть финансовая возможность, то оплачивать агента, который будет этим заниматься. Не факт, что девушка станет звездой, но сняться в фильме или сериале — шансы есть. Однако всё это имеет весьма опосредованное отношение к традиционному актёрскому искусству, к профессии, которая нужна, чтобы служить в театре.

Laura Knight (British, 1877-1970) Dressing Room. 1924
Laura Knight (British, 1877-1970) Dressing Room. 1924

Итак, с чего же начать… Наверное, с обдумывания всех «за» и «против». Имеете ли вы реальное представление о буднях театральной актрисы? Понимаете ли вы, как много и тяжело придётся трудиться? Утренняя репетиция, вечерний #спектакль, утренний спектакль… Пропустить невозможно, в театре болезнь артистки — настоящее ЧП, даже если есть второй состав. Вы не принадлежите себе. Играете роли, о которых, возможно, вовсе не мечтали с детства. Прибавьте бесконечный телесный тренинг, упражнения, чтобы быть в форме; грим, который не полезен для кожи… За пятиминутным появлением на сцене порой стоят месяцы упорной, кропотливой и — чего уж скрывать? — скучной работы. А зарплата молодой артистки почти всегда небольшая, поэтому придётся «халтурить» в хорошо оплачиваемых проектах, а это дополнительная нагрузка… Наконец, личная жизнь. Рождение ребёнка для актрисы — сверхответственный шаг, ещё более серьёзный, чем для обычной женщины.

Вы готовы ко всем трудностям!

Всё знаете и понимаете, но чувствуете, что #театр — ваше призвание? Тогда начинайте готовиться, и чем раньше, тем лучше. Хорошо, если вы в детстве занимались в театральной студии или кружке. Если нет — ищите курсы актёрского мастерства, интенсивы, любительские театры. Там вы потренируетесь в показе, определите свой круг ролей. Сейчас «амплуа» как такового не существует, но вам нужно будет понимать, кто вы, к чему склонны, хотя бы что у вас лучше получается – комедия или драма. Начинать занятия лучше за год до поступления, чтобы вы «пощупали» профессию и поняли её и театр изнутри.

Елена Черных. За кулисами. 2007
Елена Черных. За кулисами. 2007

· Поддерживайте физическую форму. Вам придётся много танцевать, прыгать, бегать, кувыркаться и даже фехтовать. Избавьтесь от лишнего веса, если он есть. Невозможно? Тогда тренируйте гибкость и выносливость.

· Читайте о театре, и желательно не популярные «звёздные» биографии, а серьёзную литературу по актёрскому и режиссёрскому мастерству. Огромное количество хороших книг можно найти в Театральной библиотеке Антона Сергеева.

· Познакомьтесь с шедеврами мировой драматургии. Странно выглядит абитуриентка театрального института, не читавшая ни одной пьесы Шекспира. Тексты классических пьес можно найти здесь .

· Смотрите #премьеры, будьте в курсе театральной жизни. Наблюдайте за любимыми артистками, подмечайте нюансы их игры. Но ни в коем случае не копируйте их манеру, ищите свою собственную!

· О творческом конкурсе и нюансах подготовки к поступлению мы писали в одной из предыдущих статей . Вкратце: подбирайте программу, учите тексты, упражняйтесь, и желательно с репетитором. На Яндекс.Услугах или Профи.ру можно найти театральных актёров, которые дают уроки поступающим.

Советы по подбору программы для девушек

Не стоит сразу хвататься за монолог Катерины из «Грозы» лишь из-за того, что он вам нравится (или вы рассчитываете, что это понравится комиссии). Пробуйте разное, читайте и прислушивайтесь к себе. Полезно выучить 3 монолога, один из классической пьесы (Агафья Тихоновна из «Женитьбы»), другой из пьесы 20 века (Искра из «Гнезда глухаря») и третий из современной драмы (к примеру, из пьес Я. Пулинович).

Прозу можно читать любую, но особенно выигрышно звучат отрывки, имеющие внутренний сюжет, сталкивающие нескольких персонажей (допустим, встреча Маргариты с Наташей в ночном небе над Москвой). Можно выучить рассказ, близкий вам по настроению. Достойные сборники современных рассказов можно подобрать на сайте премии «Национальный бестселлер». Не возбраняется и зарубежная проза в хороших переводах.

Что касается басни, тут всё довольно консервативно — Иван Андреевич Крылов выручит вас в любой ситуации. От вас не будут ждать оригинальности. Стихи предпочтительнее «женские», не в смысле жанра, а просто «от лица собственного пола». У вас огромный выбор, от Беллы Ахмадуллиной до Веры Полозковой и Анны Долграевой-Лемерт.