Найти тему
Открытый Нижний

Нижегородец отправится в кругосветное путешествие на вертолете

«Вокруг света за 80 дней» - для многих эти слова ассоциируются с романом Жюля Верна или с одноименным фильмом. А для нижегородца Алексея Решемкина это стало своеобразной целью. Он собирается отправиться в кругосветное путешествие длиною в 80 дней.  Причем сделать он это намеревается на вертолете. «Открытый Нижний» пообщался с авантюристом и узнал, сложно стать частным летчиком, сколько стоит вертолет и как попасть в команду Алексея.

Удивляться такому оригинальному выбору транспорта для кругосветки не приходится: 16 лет жизни Алексей посвятил полетам. Сейчас авантюристу 52 года, и представить себя без этого хобби он уже не может.  А началось все еще со службы в армии.

- Любовь к вертолетам у меня началась в военно-морском флоте. В 1987 году я служил в авиации ВМФ на Камчатке, и они мне просто понравились. Я решил, что однажды когда-нибудь буду летать. Спустя почти 20 лет  вычитал в журнале, что можно купить недорогой вертолет.  Загорелся желанием и стал собирать деньги на «дорогу в небо», - делится Алексей.

Правда, чтобы получить свой пропуск в небо, одного наличия вертолета недостаточно. Нужно еще научиться им управлять.

- В 2005 году моя мечта осуществилась. Я купил вертолет и стал учиться на нем летать. В России есть лицензия частного пилота, она в большей части Земли имеет единую форму. Международная ассоциация воздухоплавания разработала стандарт, по которому проводится обучение людей. Региональные авиационные центры обучают частных пилотов. Раньше их было много, но после кризисов осталось всего два центра, которые учат летать на вертолете. Чтобы получить лицензию частного пилота, нужно налетать 42 часа летной практики и пройти примерно 3 недели занятий в классе по теоретической подготовке. Туда входят безопасность полетов, организация движения, первая медицинская помощь.

По словам Алексея, «сдать на права», чтобы управлять вертолетом, даже проще, чем для автомобиля. А времени это занимает примерно столько же. Правда, и цены здесь на порядок выше.

- Научиться летать даже проще, чем на машине ездить. В небе ты, как правило, один, и тебе не нужно смотреть влево-вправо. Здесь нет других участников движения, которые тебя обгоняют, подрезают, нет светофоров и других ограничений. Есть только воздух, природа. И движение гораздо безопаснее, - поделился Алексей.

Обладать личным транспортом при этом не обязательно.

- Многие мои друзья не имеют вертолетов, но имеет права пилотов. Чтобы покататься на спортивной машине, не нужно иметь свой автомобиль. Достаточно просто приехать и взять транспорт в аренду. С вертолетами так же. На сегодняшний день цена обучения пилота в московском центре составляет около 2 миллионов рублей. Аренда летного часа – в районе 40 тысяч. Сам вертолет минимального класса – они, кстати, в последнее время подешевели из-за таможенных пошлин – около полумиллиона долларов. Раньше было больше 700 тысяч, - рассказал нижегородец.
-2

За 16 лет крепкой дружбы с небом Алексей успел увидеть много городов и стран, различных пейзажей и ландшафтов. Не обходилось без приключений. Например, мужчина является первым известным частным пилотом, перелетевшим через Эльбрус.

- Через Эльбрус летали военные летчики на Ми-8. Но я стал первым частным пилотом. Может, кто-то летал до меня, но история этого не сохранила. Дело было в 2011 году. Я взял в аренду в Москве вертолет-еврокоптер. Причем, история с разрешением на полет вышла интересная. Мне нужно было получить горный допуск – разрешение для полета на этом вертолете в горах. В России инструктора, который мог бы дать допуск, не было. Поэтому мне пришлось везти из Москвы пилота-инструктора и эксперта министерства транспорта. Специалист министерства дал допуск инструктору, а инструктор тут же дал допуск мне. И я полетел, - поделился Алексей.

Были и просто интересные полеты. Например, Алексей в друзьями однажды отправился в вертолетный тур по Европе: за 10 дней удалось посмотреть практически весь континент.

-  Мы с друзьями решили покататься по Европе. Оказалось, что это просто и совершенно доступно. Я вылетел из Нижнего Новгорода, мы с приятелями собрались в Москве, долетели до Санкт-Петербурга, в Пулково прошли таможню, как обычные люди. Только через отдельный терминал для пилотов. Показали паспорта, нам сделали отметки о прохождении таможенного контроля. Сели в вертолет и взлетели. В Финляндии приземлились. Прямо на летную полосу приехали пограничники, достали печати и поставили отметку о переходе Шенгенской зоны. Дальше мы летали совершенно свободно. Швеция, Норвегия, Германия, Дания, Польша, Латвия, потом уже Россия. За 10 дней посмотрели всю Европу, побывали, где хотели. Завтракали в одной стране, обедали в другой, - рассказал Алексей.

Кстати, в Германии путешественников ждало маленькое приключение.

- Мы оказались в Германии, в аэропорту Ростока, 8 мая – как раз перед Днем Победы. А там аэродром совмещен с военной базой. Немцы сначала подумали, что летят военные вертолеты из России. Перепугались. Но потом все разрешилось.

Но вертолеты стали для Алексея больше, чем просто хобби. Мужчина надеется сделать полеты делом своей жизни.

- Любовь может превратиться в профессию. В прошлом году ко мне обратилась одна компания с вопросом, есть ли способ опиливать деревья вдоль линий электропередач в заболеченных участках или в горах с помощью вертолета. И мы с друзьями начали разрабатывать эту идею. Создали образец пилы с электрическим приводом, которая подвешивается под вертолет и пилит не дерево целиком, а только макушку, угрожающую ЛЭП. Сделали цифровую карту угроз деревьев с дрона. Действительно, используя этот способ, можно сохранить много деревьев. Дерево может расти дальше не вверх, а вширь, и не представлять угрозу для проводов. По нашим подсчетам, таким образом можно сохранить больше 10 миллионов деревьев только в Московской области. На сегодняшний день я полностью посвящаю себя вертолетной компании. Компании, которая занимается учетом и построением карты угроз деревьев. Перед этим я два года искал нефть в Охотском море на Сахалине по заказу Газпрома. Руководил инженерными сервисами. Одно месторождение мы нашли, - рассказал Алексей.

Как и многих, к глобальным переменам в жизни нижегородца подтолкнула пандемия.

- Начался карантин, я понял, что я гораздо больше люблю летать на вертолете, чем сидеть на видовой платформе и искать нефть, - добавил мужчина.

Между делом, родилась и идея кругосветного вертолетного путешествия. Как и следовало ожидать от Алексея, банальным пролетом вокруг земного шара дело не ограничится.

Экспедиция будет состоять из нескольких этапов. Первый планируется на эту весну. Это будет путешествие по России. Но не просто от аэродрома к аэродрому через крупные города, а, как говорит Алексей, дорогами предков. И главное здесь будут не ландшафты и пейзажи, а люди, с которыми участники экспедиции будут общаться.

-3

- Мы хотим повторить маршрут Беринга, попробовать увидеть планету глазами предков, которые до нас осваивали Сибирь и Дальний Восток. По мере развития идеи стали появляться и заинтересованные люди – историки, краеведы. По России можно лететь быстро, от аэродрома к аэродрому, вертолет может продержаться без дозаправки 500 километров. А можно лететь интересно. Смотря, что ты хочешь увидеть. Если лететь от аэродрома к аэродрому, это неделя. А мы хотим потратить на этот путь – на российский маршрут – около месяца. Не спеша, чтобы можно было увидеть Россию, приземляться там, где хочется. Разговаривать с интересными людьми, которые являются уникальными для каких-то мест. И цель - посмотреть страну и людей, успеть поговорить. Я недавно подумал, что одна из самых сложных задач для нас будет состоять в том, чтобы затормозить до скорости людей, которые живут в глубинке. Мы еще вчера были в одном месте, а сегодня оказались на несколько сотен километров дальше, а там нас ждет оленевод, который сегодня там сидел и завтра будет там сидеть. А через месяц, может, передвинется километров на 10-15 в сторону. И чтобы с ним говорить, нужно находиться в его скорости. Затормозить настолько, чтобы успеть увидеть самое важное. Это жизнь простых людей, которые не гонятся куда-то, а живут в текущем моменте, находятся здесь и сейчас. Чтобы их услышать, нужно слушать с их скоростью, с которой они говорят и думают, - поделился Алексей.

Нижегородец намерен посетить рыбацкие деревни, пообщаться с оленеводами, травниками, пасечниками.

- Меня знакомый недавно попросил помочь организовать полет в Псковскую область. Рассказал, что там в заброшенной деревне живет волшебный травник, поговорить с ним хочется. А на полярном Урале есть место, которое называется Пятиречье: четыре реки впадают в одну. Туда несколько лет назад из Москвы переехал молодой мужчина. Теперь его все зовут шаман. Он духов охраняет, белок. Говорит: «Я не могу это место бросить, все обитатели на меня рассчитывают». Вот такие люди есть, - привел примеры Алексей.

Количество участников из-за условий сильно ограничено.

- Мы не сможем взять больше четырех вертолетов, по пять-шесть человек в каждом. Хочется не по отелям размещаться, а по маленьким деревням, чтобы все увидеть. И разместить большее количество людей будет проблематично. Большие аэродромы, типа нашего Стригино, Новосибирска, понятное дело, работают. Но, приезжая туда, ничего, кроме таможенного, контроля не увидишь. А задача – открыть страну для людей, которые любят небо и любят нашу планету, - делится Алексей.

Летная часть маршрута давно готова. Уже есть план, куда и на чем лететь, где заправляться. Осталось самое важное – подобрать интересных людей. Конечно, результаты этого путешествия не останутся только в памяти участников.

- Какую-то часть маршрута с нами хочет пролететь один из моих друзей – Сергей Крылов, который снимает «Непутеввые заметки». Он будет делать свой материал про Дальний Восток. Кроме того, для профессиональной съемки у нас будет оператор. Я по итогам экспедиции хочу написать книгу. Название давно сидит в голове – «Мир глазами бога».

У этого названия тоже есть своя история.

- Несколько лет назад я полетел на вертолете к Саранску, в монастырь. Там жил один благодатный старец, который лечил людей. Я проговорил с ним несколько часов, а на следующий день должен был лететь домой. И он перед отлетом попросил меня прокатить его на вертолете. Монастырь расположен на равнине. Это не Нижний Новгород, где с верхней части можно увидеть, как выглядит нижняя. Я поднял его в небо, показал сверху монастырь, в котором он жил 20 лет. И когда мы летели, я сказал: «Наверное, бог нашу землю как-то так и видит». Старец ни слова не ответил, только кивнул головой. Дней через 10 я позвонил настоятелю, спросил, как там старец. А он говорит: «Старец неделю ни с кем не разговаривал вообще. Он просто осмысливал, переваривал то, что увидел». И теперь я эту фразу вспоминаю каждый раз, когда вижу землю с высоты птичьего полета. Ведь сверху все видится совершенно иначе, нежели с земли. Если ты пришел к какому-то лесному озеру, пробившись через кустарники, крапиву, тростники, ты смотришь на него и видишь просто воду. А сверху все другое. Там в обрамлении леса, холмов, впадающих ручьев, мы видим круглое блюдце. Под этим углом все воспринимается иначе. С этого ракурса как будто видна изначальная задумка.

Время второй части путешествия – кругосветной – пока не определено. Виной тому пандемия. Многие страны пока закрыты для полетов. Но маршрут уже есть. Как говорит Алексей, ему все же больше интересна именно Россия. Международная часть больше нужна для привлечения иностранцев, которым он хочет показать свою родную страну во всей красе. Оказывается, даже сейчас у многих жителей других стран есть стереотипы о РФ, которые нижегородец намеревается развеять.

-4

- Формат кругосветного путешествия позволит привлечь сюда иностранцев, чтобы показать им Россию и дать понять, что она не только такая, какой они ее представляют. У меня друзья несколько раз проводили перелеты для иностранцев по России. Люди разные, но история всегда одинаковая: крайне боятся приезжать. Вроде образованные, цивилизованные люди, с достаточным уровнем квалификации и денег, чтобы чувствовать себя свободными. Но все равно бегом-бегом, «давай быстрее пролетим». И, по рассказам, только в районе Байкала уже, когда понимают, что уже почти все, остался только Хабаровск, начинают выдыхать и успокаиваться, что здесь нет медведей, никто не будет их убивать, резать, сажать в тюрьму, и все вполне доброжелательны. Для людей это шок.

Сам Алексей мечтает побывать в Гренландии.

- Я слушал рассказы друзей, которые уже там побывали и говорили, что только в Гренландии поняли значение словосочетания «белый цвет». Я Гренландию только на самолете пролетал. Очень хочу там оказаться, увидеть, что такое город с населением 120 человек. Еще мне интересна Аляска, но, наверное, Канада интересна больше.

А еще Алексей хочет показать, что мир и Россия открыты, своим друзьям и детям.

- На карантине понял, что есть вещи, которые не могу не сделать. Я имею возможность летать, брать друзей в полет. Считаю, что мой долг - собраться, посмотреть Россию и показать ее друзьям и по возможности открыть маршруты для своих детей. Я хочу им это передать, рассказать, показать по фотографиям. Кто-то из детей, наверное, в следующий раз полетит со мной. Хочу показать, что все доступно: есть заправки, есть люди, которые заправят, помогут. Есть богатые люди, которые каждый год отпуск проводили за границей, а в этом году оказались на Камчатке или Алтае и потом говорили: «Удивительно, столько лет потрачено. Мы могли бы здесь оказаться уже давно, но нет. Очень жаль». Теперь, когда я их спрашиваю, куда они полетят: в Сан-Тропе, Доминикану, - они отвечают: «Как куда? По России, конечно». Это приятно слышать. Я всегда говорил, что одно из самых красивых мест на планете - это наша Камчатка.

Путешествием уже заинтересовались немецкие этнографы.

- Сейчас мы ведем с ними переговоры. Ведь это потрясающая возможность. Они всю жизнь преподают развитие разных этносов, но по сути сами видят все это только в учебниках.

В перспективе Алексей мечтает сделать более доступными полеты как таковые, открыть экскурсионные маршруты по Нижегородской области.

- В Нижнем Новгороде сейчас с полетами сложно. Я вожу друзей, показывают им все, передаю знания. Но официально возить людей не могу, есть много ограничений. Чтобы оказывать профессиональные услуги, связанные с полетами, нужно создавать авиакомпанию. Должен быть огромный штат, независимо от того, три там вертолета или 500 самолетов. Это еще одна из задач, которую мы пытаемся решить – управление полетами малой авиации. Я мечтаю открыть экскурсионные маршруты в Дивеево, на Светлояр. Но для этого нужно преодолеть бюрократические препоны.

Кстати, Нижний Новгород, по словам Алексея, очень удачный для полетов город. Увидеть все его главные достопримечательности «глазами бога», с высоты птичьего полета можно всего за семь минут.

- Летать надо вечером, ближе к закату, когда солнце освещает Кремль. Это самый красивый ракурс и самое красивое освещение, - советует летчик.
-5