Найти в Дзене

Мы в ответе за тех, кого научили. Юный моряк-это будущий Морской Волк.

Оглавление
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Есть события и люди с ними связанные, которые остаются с нами, практически на протяжении всей земной жизни, не только в виде ярких воспоминаний, они же ещё влияют на формирование характера, меняют поведение, позволяют в различных ситуациях взглянуть на себя и свои поступки со стороны, и порой становятся новой, отправной точкой на выбранном жизненном пути, с резкой сменой направления движения и следующими за всем этим переменами, как в происходящем вокруг, так и в нашем внутреннем мире и сознании, проникающим часто, в самые отдалённые уголки души и сердца.

В одном из рейсов, судьба свела с совсем юным моряком. Работал я на тот момент в штатном экипаже старенького сухогруза, но даже не смотря на свой почтенный возраст, отличного морехода и в довольно-таки хорошем состоянии. Судовладелец, пусть и не огромные, но зато постоянно выделял достаточные средства, на снабжение и запчасти, а также по графику ставили в ремонт. Отработав почти 9 месяцев, так и не получив замену, по распоряжению супера, механиков и штурманов решили пока не менять. В добавок ко всему, из конторы прислали вместо моего опытного старшего моториста-гэса, студента, только недавно закончившего училище и курсы мотористов-матросов.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Судно было хоть и хорошее, но сложное в эксплуатации, машина с постоянным несением вахты и частыми ремонтами в машинном отделении, да и по теплоходу в целом, плюс ко всему, ещё и гидравлика грузовых стрел требовала особого внимания и контроля, потому, что часто приходилось производить погрузку-выгрузку своими силами и постоянно следить за их работой, сразу устраняя возникающие поломки и не допуская задержку грузовых операций на длительное время, а также предотвращая возможное попадание масла в акваторию порта, что могло повлечь за собой большие штрафы, вплоть до ареста судна, за розлив нефтепродуктов в море.

И одно дело, когда ты знаешь, что к тебе идёт на вахту человек, который не первый раз в рейсе, в курсе как и какое заведование принимать, имеющий опыт работы на подобных судах, знакомый с крейцкопфными, малооборотными, длинноходовыми главными двигателями, работающими на тяжёлом топливе с непростой системой топливоподготовки и т.д. А другое дело студент, человек начинающий не просто морскую карьеру, а вообще свой жизненный путь, и не видевший в глаза ни подобного корабля, ни двигателя, даже во время прохождения плав практики.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Первым желанием у некоторых механиков, часто бывает немедленно и без обсуждения, списать на берег, при первой возможности, такого моряка. Почему так происходит и сразу посещают подобные мысли? На флоте, особенно когда теплоход не совсем новый и экипажи последнее время сокращённые, за тебя никто работу не будет делать, и помощи сильно ждать не от кого, так как у каждого члена экипажа своих хлопот хватает. Нужно отстоять вахту, потом овертайм и экстра-овертайм, или ремонт до упора, пока не введём двигатель, механизм, установку и системы их обслуживающие, в эксплуатацию, плюс поддержание всего своего заведования в исправном и чистом состоянии.

А тут, в придачу ко всему, нужно быть учителем, наставником, родителем и нянькой для юного моряка, чтобы не влез никуда и не травмировался, да и поручить поначалу ничего нельзя и в машине самого не оставишь, что-то да начудит, или не сможет справиться с внезапно возникшей незнакомой ситуацией. Помню, как сейчас, сижу заполняю журнал, слышу грохот чемодана по трапу, потом тишина, а за ней последовал скрежет в переборку, затем открывается дверь и в каюту влетает, перецепившись за свои же вещи, худой не высокого роста, с перепуганным, но весёлым взглядом, новый старший моторист-гэс.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Моему разочарованию, на тот момент, не было предела, надежда отработать дополнительные месяцы к основному контракту, более-менее спокойно, на сколько это возможно, улетучилась вместе с его появлением. В те времена, я был ещё очень строгим и чрезмерно требовательным механиком и, наверное, по причине всего этого сложным и тяжёлым человеком, мягко говоря. После короткого знакомства и заселения Драконом (Боцманом) в каюту, вновь прибывшего члена экипажа, предложил ему приступить к принятию дел по заведованию и выполнению возложенных на него обязанностей по вахте, пока не уехал тот, кого он должен сменить.

В ответ увидев замешательство и растерянность, со знаком вопроса в глазах, повёл его сам в машину, прошли путь, от утиль-котла до валовой линии, рассказал и показал, что нужно делать, но чем ниже спускались, тем большее беспокойство овладевало им, и создавалось впечатление, что он не понимает ничего из того, что я пытался объяснить. Оставив парня на какое-то время со своими мыслями, обошёл ещё раз машинное отделение, всё проверил и пошёл в ЦПУ попить кофе, хорошо, что на этой стоянке ДЕД ничего масштабного не планировал и дал возможность машинной команде спокойно отдохнуть и сходить в город.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Последней каплей стало то, что, походив какое-то время по машине, он зашёл в ЦПУ и задал вполне серьёзно вопрос. А где находится главный двигатель? Как вахтенный механик, сделал ему после этого строгий выговор и замечание, предложил собрать назад в чемодан свои вещи и в этом же порту отправиться лучше домой. Также пришлось попросить своего моториста и товарища, задержаться ещё на пару переходов, от которого он вежливо отказался, но обещал подумать и обсудить его на совместной вахте.

Последующий разговор, касающийся будущего пребывания молодого, неопытного специалиста на судне, был продолжительный и трудный, но из уважения к старшему товарищу и другу, я выслушал все положительные доводы в защиту его сменщика, не перебивая и до конца, хотя это далось с большим трудом и было, по моему мнению, много спорных моментов. Как выяснилось, парнишка был из маленького посёлка городского типа в дали от моря, в котором жил вместе с мамой. Мечтал с детства стать мореплавателем и путешественником, после училища переехал в другой город, где окончил морские курсы и прошёл плав-практику на маленьком, рейдовом катере, а самый большой теплоход, который он видел за всё это время, был корабль, типа река-море. У нас вспомогательные двигатели на тот момент, были серьёзнее и мощнее, чем у них главные.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Поназанимал денег, для того, чтобы пройти морские курсы, уровень подготовки на которых оставлял желать лучшего, и сделать международные рабочие документы, а также заплатить за саму возможность быстрее уйти в первый рейс, чего не стоило конечно делать. В принципе стал заложником ситуации и в таком растерянном и подавленном состоянии попал к нам на теплоход, понимая, что списать могут в любой момент. Брать нигде не хотели, куда не обращался, ответ всегда был один и тот же, слишком молодой и нет необходимого опыта. Козырем в его руках стала профессия электро-газосварщика, сварщиком он и правда оказался хорошим. Понимал сразу, что от него требуется и как лучше выполнить порученную работу.

А тут ещё попался такой тяжёлый человек и механик в моём лице, которого не прошибёшь всеми этими рассказами, встречали то людей до него и не с такими судьбами, так почему в его случае нужно было делать исключение. После горячих споров с моим товарищем и старшим механиком, решили всё-таки дать парнишке возможность проявить себя и оставили на судне на испытательный срок. Во многих странах последнее время, профессия моряка пришла в упадок или почти исчезла, уровень подготовки и образования скатился ниже не куда, морские курсы и учебные заведения, превратились в конвейер для зарабатывания денег, которые выпускают партиями сырых специалистов, которые никому из серьёзных компаний не нужны. Потому, что в лучшем случае их сразу спишут из-за проф. не пригодности, а в худшем …

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Всё сложилось сейчас так на современном флоте, что многие молодые моряки, с первых дней своей карьеры, начиная с момента обучения, никому теперь стали не нужны в большинстве случаев, именно как люди, человечность и доброта давно потеряли свою актуальность в новой системе. И после всех преодолённых препятствий и трудностей на пути к заветной мечте, приезжают ребята на теплоход, в надежде, что вот теперь всё наладится и самое тяжёлое уже позади, а тут мы, опытные Морские Волки, встречаем их холодным, пренебрежительным взглядом, за малейшую ошибку наказываем выговором и штрафами, не давая возможности прийти в себя после берега, нагружая всё больше и больше работой и поучениями, лишая возможности успокоиться и расслабиться хоть на минуту.

Уважаемые Товарищи Моряки, для себя я сделал выводы с годами, что так вести себя не стоит. Давайте поддержим наше молодое, новое поколение моряков, ведь им намного сложнее сейчас, чем было когда-то нам, когда мы находились в своё время на их месте. У нас было много старших товарищей, которые проявляли заботу, учили и передавали большой и бесценный опыт, и на теплоход приезжали, а там встречал нас большой и дружный экипаж, который помогал освоиться и постепенно войти в курс дела без лишнего давления, а также можно было обратиться к каждому из них за помощью и советом, да и просто поплакаться в рубашку. Да, времена были другие, с этим трудно поспорить.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

И раз сейчас всё так поменялось и не всегда в лучшую сторону, давайте станем для нашей будущей смены на флоте друзьями и помощниками, учителями и их новой семьёй. Несомненно, морская безопасность и безопасность мореплавания, должны стоять на первом месте при принятии решений о списании с теплохода, так как от того, с кем мы уходим в рейс многое зависит, а в первую очередь жизнь и здоровье. Но мы также, должны не забывать о более высокой степени человечности в наших поступках и решениях, в отношении вопросов проф. пригодности молодых моряков и их дальнейшего пребывания в составе экипажа судна на период всего контракта и всеми возможными способами оказывать помощь и поддержку, а не только требовать и поучать.

Всё, что мы делаем в этой жизни, давайте будем совершать с ещё большей добротой и любовью, ведь всё на свете рождает себе подобное, и чем больше будет добрых поступков и слов, значит и счастья в мире будет значительно больше. Давайте будем проявлять терпение и понимание друг к другу, а также не забывать о взаимовыручке, ведь каждого из нас, будь то старый Морской Волк или Молодой Юный Моряк, ждут на берегу, и каждая Мать надеется, что её сыну помогут и не оставят в трудную минуту старшие товарищи, отнесутся с заботой и проявят участие в процессе становления на флоте как специалиста.

Уважаемые Товарищи Моряки. Доброта и Любовь, Понимание и Терпение, вот что нужно не забыть взять с собой в очередной рейс!

И пусть Вас хранит Бог!!!

До новых встреч! С уважением к Вам, морской канал “Журнал Морского Волка”.

Читайте также: Индия – страна контрастов. Мой опыт работы в Индийской судоходной компании.

Одиночество... Ау, есть кто-нибудь на теплоходе?

Какой самый красивый морской пролив в мире? Пролив Босфор в Турции! Собираемся в путешествие!

Турбина двигателя громко хлопает! Помпаж-что это такое?

Доброта превыше всего.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.