Молодой Людвиг ван Бетховен был известен как один из выдающихся композиторов со временен Моцарта. К 30-ти годам он написал несколько фортепианных концертов, шесть струнных квартетов и свою первую симфонию.
Карьера начинающего композитора складывалась весьма удачно и казалась перспективной до тех пор, пока Бетховен не стал терять свое самое главное чувство — слух.
Примерно к 26 годам Людвиг ван Бетховен стал отмечать изменения восприятия звуков, он слышал шум и жужжание, а острота слуха неуклонно ослабевала.
"Я не слышу высоких нот инструментов и голосов певцов... Иногда я также почти не слышу тихих людей", отмечал композитор
Бетховен продолжал публично выступать, что было необходимо для многих композиторов того времени: они должны были не только сочинять свои произведения, но и исполнять их публично.
Долгое время он не хотел раскрывать свою глухоту, потому что справедливо считал, что это разрушит его карьеру.
В попытках услышать свои произведения во время репетиций на фортепиано он однажды так сильно бил по клавишам, что сломал инструмент.
В связи с этим Бетховен часто менял квартиры в Вене из-за недовольства соседей, которые постоянно жаловались на его стук по роялю.
Через несколько лет, в 1814 году, о его состоянии стало известно общественности.
"В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что для меня невозможно сказать людям: « Я глухой »... Если бы я принадлежал к какой-либо другой профессии, было бы легче, но в моей профессии это ужасное состояние".
Причины глухоты композитора неизвестны до сих пор.
На протяжении многих лет выдвигались разные версии от сифилиса до перенесенной простуды.
Сам Бетховен был убежден в том, что причиной потери слуха могли стать проблемы желудочно-кишечного тракта или приступ ярости(когда однажды кто-то прервал его работу, от вспышки гнева он потерял сознание, а придя в себя, был уже глухим).
Современные ученые выявили в останках Бетховена большое содержание свинца(которое в те годы использовалось в качестве лекарственного препарата), что возможно повлияло не только на развитие недуга, но и на преждевременную кончину музыканта.
Считается, что к 45 годам слух покинул Бетховена полностью и он прекратил публичные выступления и уехал из Вену в провинцию. Навещать себя он позволил только избранным друзьям, общаясь с ними при помощи своего блокнота.
Глухота композитора со временем сделала из него замкнутого человека.
Несмотря на прогрессирование недуга Бетховен пытался найти средство от глухоты. Он использовал различные слуховые трубки, компрессы с корой дуба и ванны.
В 1823 году к композитору за советом обратился незнакомец, пытавшийся также восстановить свой слух. Бетховен записал этот совет:
"Ванны и деревенский воздух могут многое улучшить. Только не используйте механические устройства (слуховые трубки) слишком рано; воздерживаясь от их использования, я таким образом сохранил свое левое ухо". Когда это возможно, лучше "разговаривать" в письменной форме; слушание будет сохранено".
Поскольку ухудшение слуха развивалось медленно и не было мгновенным, Бетховен продолжал писать музыку, играть, поэтому мог представить себе как звучат его композиции. Так как композитор хорошо знал музыкальный язык, то сочинять музыкальное произведение было возможно.
Однако стиль Бетховена изменился.
Его некогда живые фортепианные сонаты стали приобретать более мрачный оттенок.
В более ранних композициях, когда Бетховен мог слышать весь диапазон частот, он использовал более высокие ноты, в то время как в поздних работах преобладают низкие ноты, которые он слышал отчетливее. В этот период написана знаменитая "Лунная соната", единственная опера "Фиделио" и шесть симфоний.
Домработницы Бетховена вспоминали, что по мере того, как его слух ухудшался, он садился за пианино, клал карандаш в рот и касался другим концом его деки инструмента, чтобы почувствовать вибрацию ноты.
Несмотря на вышеизложенное профессор музыковедения из Кентского университета в США Теодор Альбрехт считает, что хотя и слух Бетховена ухудшился, он не был полностью лишен его, и мог слышать левым ухом.
Альбрехт утверждает это исходя из того, что в последней "9 симфонии" Бетховен вновь использует высокие ноты. Однако большинство искусствоведов считают, что Бетховен использовал высокие ноты, опираясь на память и воображение.
На премьере "9 симфонии"в 1824 году Бетховен настоял на дирижировании. Хотя официально постановкой дирижировал Михаэль Умлауф, Бетховен разделил с ним сцену.
Это было первое за последние 12 лет выступление Лювига ван Бетховена на сцене. Несколькими годами ранее Умлауф наблюдал за крайне неудачной репетицией Бетховена его оперы "Фиделио".
Поэтому Умлауф посоветовал музыкантам и певцам игнорировать почти полностью глухого Бетховена.
В начале каждой части Бетховен, сидевший у сцены, задавал темп. Он переворачивал страницы своей партитуры и отбивал такт оркестру, которого не слышал.
Скрипач Йозеф Бём вспоминал:
"Бетховен сам дирижировал, то есть стоял перед дирижерской трибуной и метался взад-вперед, как сумасшедший. То он вытягивался во весь рост, то пригибался к полу, размахивал руками и ногами, словно хотел сам сыграть на всех инструментах и спеть все хоровые партии. Фактическое направление было в руках Умлауфа; мы, музыканты, следовали только за его палочкой".
Премьера имела огромный успех.
Современники утверждали, что когда аудитория начала аплодировать, Бетховен всё еще дирижировал.
Тогда певица Каролина Унгер подошла и повернула Бетховена, чтобы он принял приветствия и аплодисменты публики.
В австрийском журнале "Wiener Theater Zeitung" писали тогда:
"Публика приняла музыкального героя с величайшим уважением и сочувствием, слушала его замечательные, гигантские творения с самым поглощенным вниманием и разразилась ликующими аплодисментами, часто во время секций и неоднократно в конце их".
Аудитория приветствовала его стоя.
В воздух летели платки и шляпы, так что Бетховен, не слыша аплодисментов, мог, по крайней мере, видеть овации публики.
Произведения из его беззвучных лет отражают его невероятное понимание композиции. Бетховен был мастером языка музыки, который заключается в создании звука, а не в слушании.