Найти в Дзене
Ареал Добра

Подводник должен быть высоконравственным, не пьющим, бравым, смелым, отважным.

В этой короткой статье я хочу напомнить Уважаемому читателю некоторые факты о становлении отечественного подводного флота, совершенно не претендуя на полноту раскрытия темы. Эти отдельные любопытные и поучительные эпизоды передают атмосферу того времени, столь отличного от сегодняшнего, а еще мужество и самоотверженность людей, взявшихся за освоение столь нового и опасного дела.
Начну, все же, с

В этой короткой статье я хочу напомнить Уважаемому читателю некоторые факты о становлении отечественного подводного флота, совершенно не претендуя на полноту раскрытия темы. Эти отдельные любопытные и поучительные эпизоды передают атмосферу того времени, столь отличного от сегодняшнего, а еще мужество и самоотверженность людей, взявшихся за освоение столь нового и опасного дела.

Начну, все же, с краткого напоминания, что Российский подводный флот начинался в 19-ом веке с экспериментальных лодок К.А. Шильдера, И.Ф. Александровского, и С.К. Джевецкого, которые хоть и были созданы в металле, а последние даже строились серийно, все же не представляли еще настоящих боевых кораблей. Первой субмариной, обладающей боевыми возможностями, стал в 1902 году «миноносец 150» названный впоследствии ПЛ «Дельфин». Его командир капитан 2-го ранга Михаил Николаевич Беклемишев и вице-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович стали первыми организаторами подводного плавания.

Также, как американцы называют адмирала Х.Д. Риковера (тоже уроженца Российской Империи) отцом подводного атомного флота, так и Щенснович может быть назван отцом всего Российского подплава. Во время Русско-Японской войны он командовал броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, пережил плен, и, через некоторое время после возвращения, был назначен первым командиром Отряда подводного плавания на Балтике.

Приведу выдержку из написанных им «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках»:

- подводник должен быть высоконравственным, не пьющим, бравым, смелым, отважным, не подверженным морской болезни, находчивым, спокойным, жизнерадостным и отлично знающим своё дело.

Отлично сказано! И на этом я остановлюсь в последовательном пересказе истории, и буду вести повествование, как обещал. Итак.

Начало века, конструкции субмарин в целом приближаются к современным, совершенствуются электродвигатели для движения под водой и другое электрооборудование. Но форма моряков еще не претерпевает изменений. В составе немногочисленных экипажей кораблей обычно два – три офицера, а по уставу Российского флота офицер должен носить фуражку и кортик. Это холодное оружие у пояса иногда вызывало короткие замыкания в условиях неимоверной тесноты крошечных подлодок. Отсюда приказ контр-адмирала Э. Н. Щенсновича от марта 1907 года:

Во избежание случаев замыкания цепи на подводных лодках кортиком принять к исполнению следующее:

Когда офицер находится на подводной лодке, обязан иметь кортик одетым, всегда иметь его на крючке.

Во время плавания подводных лодок, отваливания или снимаясь с якоря, кортик всегда иметь снятым.

Назовём это компромиссным решением проблемы, а вот вопрос специальной формы будет решен еще очень нескоро.

1 августа 1911 года высочайше утверждены правила, по которым для офицерских медицинских и гражданских чинов Морского ведомства предписывалось обязательное ношение усов. За неисполнение Высочайшего повеления наказанию подлежали не только безусые моряки, но и их ближайшие начальники. Трудно сказать, чем вызвано такое пристальное внимание к растительности на лице. Что-то в этом есть от Петра Первого, который рубил бороды, только наоборот. Борода же не запрещалась, но у младших чинов не поощрялась. Кстати, сам Эдуард Николаевич был в полной мере и усатым и бородатым.

Контр-адмирал Щенснович
Контр-адмирал Щенснович

Помощник командира ПЛ «Акула» К.Е. Введенский 5 июня 1913 года проехал по Салонной улице города Ревеля на извозчике, держа в руках раскрытый зонтик, потому что шел дождь. Имеющиеся, как всегда, доброжелатели доложили о таком возмутительном факте командиру подлодки Власьеву. Происшествие было признано нарушением офицерской формы и Морского устава, так что Введенского наказали – командир дивизиона поставил ему на вид неподобающее поведение. Это к вопросу об имперском подходе к облику офицера.

Необходимо немного рассказать и о первых походах, и учениях балтийских субмарин.

Для командования флота был интересен вопрос о принципиальной возможности скрытной атаки подводной лодкой стоящих на рейде кораблей. Для этого на Транзундском рейде проводились соответствующие опыты. 5 июля ПЛ «Щука» около полуночи вышла из-за острова Тупорансари и пошла в атаку под перископом на стоящие на якорях корабли. Начальник Учебного отряда предупредил сигналом все вымпелы, что производится учебная торпедная атака. На кораблях были включены прожекторы, которые исправно двигали лучи по поверхности моря.

ПЛ «Щука»
ПЛ «Щука»

Но «Щука» прошла незамеченной и всплыла в 1,5 кабельтовых от учебного корабля «Европа». На следующий день субмарина маневрировала около кораблей, только ненадолго поднимая перископ, и не была обнаружена в течение полутора часов. После этого при атаке в боевом положении с поднятым перископом была встречена ожидающими ее прожектористами и ненадолго высвечена, но уклонилась и продолжила учебные атаки. Сменив курс, лодка прошла в сорокаметровый промежуток между кораблями «Африка» и «Европа». После чего командир субмарины И.И. Ризнич сделал запись в вахтенный журнал: «22.07 Вошли в Средиземное море».

Эти учения подтвердили безусловную возможность скрытного действия подводных лодок вблизи вражеских кораблей.

24 июля 1905 года в строй вступила ПЛ «Сиг». Этот корабль был построен на американской верфи Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company в Ньюпорт-Ньюс в 1904 году. Но первым в серии стал купленный Россией в 1904 году «Протектор», который был привезен в разобранном виде и, после сборки, переименован в «Осетр». Лодка закупалась для защиты дальневосточных берегов, имея в виду надвигающуюся Русско-Японскую войну.

 ПЛ «Протектор»
ПЛ «Протектор»

На фотографии корабля особенно трогательно смотрится совершенно открытый ходовой мостик со штурвалом и нактоузом. При волнении предусматривалось натягивание парусинового ограждения. Как ни удивительно, такие же открытые мостики были и на лодках всех прочих проектов, построенных до Первой мировой войны. Видимо конструкторам не приходило в голову, что заливаемая волнами рубка требует дополнительной защиты моряков при движении в надводном положении.

Корабль имел в длину 22 м, среднюю осадку 3,7 м, т.е. уходил глубоко в воду наподобие айсберга, надводную скорость в 8,3 узла и подводную в 5 узлов, три торпедных аппарата и экипаж в двенадцать человек при двух офицерах.

Нельзя не заметить, до чего это были маленькие и тесные лодки. Например, современная подлодка проекта 865 «Пиранья», на которой плавали за водкой герои фильма «Особенности национальной рыбалки» имеет 28,3 м в длину. А лодки типа М последних серий, «Малютки» воевавшие в Великую отечественную войну - 45 м. И на этой крошечной скорлупке подлодке «СИГ» в августе 1905 года моряки совершают поход по Балтике протяженностью 558 миль, т.е. больше тысячи километров, показав среднюю скорость в 6,75 узла.

На «Сиге» не предусматривалось особых мест для отдыха и сна: все спали, где придется. Не было систем регенерации воздуха. Бензиновые двигатели вместо дизелей источали запах паров бензина. Но героические подводники преодолевали все трудности в этом походе, который был далеко не последним.

 ПЛ «Сиг» на полном ходу.
ПЛ «Сиг» на полном ходу.

Покупка подлодок типа «Осетр» в США обходилась казне недешево, по 125000 долларов за штуку (на сегодняшний день 9 млн долларов). Качество продукции оказалось посредственным. Привезенный пароходом разобранный «Сиг» пришлось на базе в Либаве не то, что собирать, а строить заново, заменяя детали корпуса, настолько плохо он был сделан.

Остановимся на цене приобретения. Если перевести её в рубли по тогдашнему курсу в 1,94 руб. за дол., стоимость будет 242500 руб. Рассчитаем удельную стоимость 1 тонны водоизмещения для некоторых кораблей Российского флота того периода.

Название Крейсер «Аврора» Эсминец «Завидный» ПЛ «Сиг»

Стоимость. Руб. 6400000 450000 242500

Водоизмещение, т. 6731 350 153

Удельная стоимость руб./ т 951 1285 1584

Из таблицы видно, что подлодка была бы почти вдвое дороже крейсера при аналогичном размере.

С 1-го по 8- августа 1907 года на Балтике проводились широкомасштабные морские маневры. Подводные лодки должны были решить задачу прорыва морской блокады базы и атаки кораблей условного противника. 1 августа «Сиг» выполнял ночную атаку кораблей, блокирующих крепость Гельсингфорс. Корабли стояли у разных островов. Оказалось, что видимость ночью в несовершенный перископ польского производства была совершенно недостаточной из-за малой освещённости. Тогда «Сиг» подсвплыл в надводное положение так, чтобы над водой была рубка, а палуба оставалась под поверхностью.

Командир Николай Кржыжановский управлял подлодкой, высунувшись в открытый рубочный люк, наподобие танкиста. В 22.00 «Сиг» незамеченным приблизился к свой цели - минному крейсеру «Уссуриец» у острова Кюте на дистанцию в один кабельтов, после чего дал свисток. По условиям учений крейсер считался уничтоженным. Так же успешно действовали и другие лодки, за три с половиной дня маневров уничтожив 11 кораблей и три транспорта «противника».

Вспоминая сегодня начальные шаги подводного флота, отдадим дань уважения его основателям, первым героям-подводникам.