Найти тему
Поморчанин

Как увертюра П.И. Чайковского "1812 год" стала символом Американского дня Независимости?

Ни для кого не секрет, что в современном мире традиции зарождаются очень быстро, а культурные границы между странами в этом плане размываются донельзя.

Для многих Россиян, красно-алый фургон с Коко-Колой и песней "Праздник к нам приходит" стал таким же атрибутом Нового Года как мандарины, Дед Мороз и подарки. Также как и фильм "Один Дома" появляется на телеэкранах страны каждый Новый Год, на ряду с "Иронией Судьбы".

Однако, знаете ли вы, что точно таки же образом, как мы ассоциируем Американский фильм про забытого мальчика в Рождественском Нью-Йорке с Новым Годом, так и Американцы ассоциируют увертюру Чайковского "1812 год", про героическую победу Русской армии над Наполеоном, с Американским же Днём Независимости?

"Выступление Бостонского оркестра популярной музыки на празднике Дня Независимости в 2019 году. Исполняют как раз увертюру Чайковского."

Так каким же образом известный Русский композитор и его эффектное произведение про торжество Русского Народа, Армии и Царя стал символом демократического Американского народа?

Всё началось ещё в XIX веке, когда Пётр Ильич Чайковский стал гастролировать со своими произведениями за Океаном. И сказать что он гастролировал успешно - значит слукавить и занизить его достижения. Чайковский стал одним из первых крупных Европейских композиторов, что лично приехал в США с собственными произведениями. И этот факт сыграл настолько большую роль в самосознании зарождающейся Американской нации, что Чайковский стал одним из самых культовых музыкальных композиторов в народной памяти США.

Изображение Чайковского на главной улице Америки - "Таймс Сквере". Чайковский настолько популярен - что даже спустя 150 лет он остается самым прослушиваемым Русским композитором в Америке, а его произведения ежемесячно слушают миллионы Американцев.
Изображение Чайковского на главной улице Америки - "Таймс Сквере". Чайковский настолько популярен - что даже спустя 150 лет он остается самым прослушиваемым Русским композитором в Америке, а его произведения ежемесячно слушают миллионы Американцев.

Таким образом, основа была заложена - Чайковский крепко и уверенно осел в сознании Американской публики, а его произведения пошли по рукам. С развитием теле- и радиовещания, его музыкальные произведения начали использовать повсеместно: в музыкальных сопровождениях к фильмам, заставках к сериалам и даже рекламе.

"Реклама из середины прошлого века - Воздушный Рис Квакера, чья реклама заканчивается под всем известную канонаду пушечных выстрелов"

Однако, интересующая нас история начинается в 1974 году, в Бостоне. Дирижёр Бостонского оркестра популярной музыки - Артур Фидлер, и спонсор проведения концертов - Бостонский бизнесмен Дэвид Мугар, собрались вместе и решили придумать способ привлечь как можно больше людей на главный национальный Американский праздник - празднование Дня Независимости 4-го Июля.

М-р. Мугар предложил со своей стороны организовать яркий и эффектный запуск пиротехники. В то время как М-р. Фидлер со своей стороны предложил это аккомпанировать напыщенной и взрывной музыкой.

Выбор пал на увертюру Чайковского "1812 год", которая как раз завершалась канонадой пушечных залпов и звоном колоколов. Именно такой громкий и энергичный финал лучше всего подходил под запуск фейерверков. А чтобы ещё и дополнить пиротехнику, было принято решения использовать настоящую артиллерию.

И таким образом, 4 июля 1974 года, впервые в Американской истории, увертюра Петра Ильича Чайковского "1812 год" была исполнена в качестве музыкального сопровождения перед праздничным салютом, завершающим празднование Дня Независимости.

Это празднование в Бостоне стало поистине эпохальным, собрало более 400 000 человек, несколько раз попало в Книгу Рекордов Гиннесса, а самое главное - стартовало целую национальную традицию - праздновать Американский День Независимости под звуки победы Русского духа над Французским завоевателем.

На ироничное же замечание: "Почему такой важный национальный Американский праздник отмечается такой национальной Русской музыкой?", современные Американцы дают очень лаконичный ответ:

"Люди любят торжественность и высокопарность, и я думаю, что они любят напыщенность мелодии. И кому не нравится великолепная оркестровая композиция, в которой вы можете пострелять из пушек?"
- Кит Локхарт, современный дирижер того самого Бостонского оркестра популярной музыки