Найти тему

Сторителлинг: как рассказывать истории, которые читают с интересом?

Оглавление

Каждому человеку есть, что рассказать. У каждого найдётся личная история, дающая слушателю некий опыт. Так как рассказывать истории, которые читают и слушают, открыв рты и забывая моргать глазами? В современном мире это даже получило свой термин - сторителлинг от англ. storytelling или, по-русски, умение рассказывать истории.

Привет! Меня зовут Вета, Лолиминти, я фотограф и ретушёр. Пожалуй, поделюсь своей историей первого полёта?

Фото автора, из архивов
Фото автора, из архивов

Однажды на 2 курсе прошёл слушок, что некий профессор собирает студентов на полевую практику. Чтоб вы понимали, поездка значилась, как "олл инклюзив" - питание и проезд оплачен, а от самого студента требовалось только желание работать, не самые кривые руки и голова на плечах. Меня не волновало как, куда и зачем, я услышала слово "вертолёт", и большее меня не волновало. Ну, куда-то в Сибирь, на север. Мама всё чаще капала в гранёный стакан валидол в попытках переубедить меня, представляя самые кошмарные ситуации, которые только могла представить материнская фантазия.

Август, перрон, рюкзак почти в 50 кг на хрупких плечах девчушки в еле-еле 43 бренных кило. Билет в плацкарт, стройные ряды благоухающих пяток, чудом освободившееся купе, долгожданное облегчение для поясницы, которая уже готова была излагать положение дел весьма некультурным способом. Я смотрела в окно на километры пролетающих мимо полей и берёзок с умиротворённым и преисполненным гордостью за свой храбрый поступок лицом, а мозг в это время бился о стенки черепной коробки в панике: "Ты чё, мать, творишь?!"

После ночи в пути и ночи в академгородке небольшого северного города, мы штабелями сгрузили рюкзаки и оборудование в грузовую газель и отправились в аэропорт. Я до этого никогда не была в подобных местах и тем более не летала. Наблюдая копчёный от топлива корпус МИ-8, мозг уже составил примерный текст завещания.

Вой двигателя, шелест лопастей, закладываемые давлением уши. Да мы же летим! Наверное, это моё самое яркое воспоминание за период обучения в университете. Я не побоялась отправиться в неизвестность с неизвестными людьми, в богом забытое место, где нет цивилизации, почти не ловит связь, а до ближайшего посёлка - более часа на лодке.

Это была одна из самых крутых поездок в дикие места в моей жизни: мы готовили еду на костре, собирали грибы, ловили рыбу и ели чернику с куста, ежедневно с 7 утра работали на улице несмотря на плохую погоду без возможности спрятаться в тёплом доме. Мылись в холодной сибирской реке, ходили по зову природы с сапёрской лопаткой на прогулки в чащу леса, почти были съедены местными комарами. Иногда яркие эмоции можно получить только за границами своей зоны комфорта.

Фото автора
Фото автора

Ну, как, интересно получилось?

Что же нужно для хорошей истории?

1. Привлекательный заголовок

Пожалуйста! Уважайте своих читателей и избегайте кликбейта. Спасибо Дзену, что здесь такой приём запрещён правилами, но иногда алгоритмы дают сбой, и я вижу интересные заголовки, перехожу в статью, а она вообще не о том! Что чувствует рядовой читатель? Злость, негодование, разочарование. Хороший заголовок можно сделать и без кликбейта, не обманывая читателя.

2. Грамотность

Если вы рассказываете историю, то ваша речь должна быть грамотной до банального не звОнит, а звонИт. К тексту - примерно те же требования.

3. Ритм

Избегайте чрезмерной монотонности текста, сложные конструкции разбавляйте простыми, не злоупотребляйте метафорами и сложными оборотами, запутывая читателя. Подходите к истории, как к стихотворению, где всегда есть свой ритм.

4. Держитесь одной темы

Одна история - одна тема, иначе читатель или слушатель может легко потерять нить самого рассказа.

Фото автора
Фото автора

5. Юмор

Юмор не даётся нам от рождения, по большей части - это просто умелое обращение со словами, умение подмечать забавные пересечения и создавать метафоры. Не умеете шутить - окружите себя шутками. Чем чаще пытаетесь шутить - тем лучше у вас получается. Чувство юмора - не дар, а обычная "мышца", которую можно "натренировать". Подарите слушателю возможность рассмеяться - и тогда он будет слушать вас с ещё большим удовольствием.

6. Художественность

Чтобы рассказывать истории, достаточно учиться у тех, кто уже сумел рассказать миру свои. Читайте книги признанных авторов и через время заметите, что ваш словарный запас обогащается новыми словами и конструкциями.

7. Делитесь эмоциями!

О, нет, только не ставьте эмодзи через каждое слово, умоляю! Научитесь обращаться с текстом так, чтобы читатель или слушатель проникся и "заразился" нужными эмоциями без дополнительных подсказок, как ранее было в шоу с закадровым озвучиванием - зрителям показывали таблички с надписями "смех", "аплодисменты" и так далее.

8. Не бойтесь использовать классические способы

Сюжет по композиции: пролог, (вступление), завязка, развитие событий, кульминация, (поворот сюжета), развязка, эпилог - это классика.

Фото автора
Фото автора

9. Пишите для своего читателя

Найдите "боль" своего среднестатистического читателя и подскажите решение его проблемы.

10. Не усложняйте

Убирайте воду, миллион дополнительных вводных слов. Если часть истории можно рассказать одной картинкой или фотографией - покажите её. Делите текст на блоки и главы, пункты и подпункты.

11. Но при этом - не забывайте про важные детали!

Дьявол кроется в деталях. Иногда история перестаёт быть значимой без этих самых деталей.

12. Соблюдайте оптимальную длину текста\рассказа

-5

Чтобы не было вот таких неловких ситуаций :) А вообще, у каждой социальной площадки своя оптимальная длина текста.

13. Не забудьте про мораль или вывод

Иногда читаешь огромный текст, он внезапно заканчивается, и ты в недоумении:

- А зачем я это сейчас прочитал? В чём смысл?

Я часто выделяю мораль или вывод в отдельный абзац или с помощью форматирования, меняя шрифт, чтобы даже не самый внимательный читатель заметил главную идею текста.

Фото автора
Фото автора

Резюмирую!

Чтобы классно писать - нужно писать каждый день, экспериментировать и тестировать. Сравните: пробежать 30-60 метров просто, это может каждый, у кого есть 2 здоровые ноги и понимание пространства: в какую сторону бежать и где заканчиваются эти метры. Но вот марафон 30 км или даже 60 - уже сложнее, нужны годы тренировок, подготовка организма, специальные кроссовки и профессиональная техника дыхания. Так и с текстами: написать один текст - это просто, даже совсем нерадивый ученик после нескольких часов мучений может "родить" шикарное сочинение, что учитель литературы будет плакать от его гениальности. А вот писать ежедневно на протяжении 30 дней и даже 2 месяцев - такое осилит не каждый. Следуйте моим советам, подмечайте темы, которые вас цепляют в вашем инфополе, записывайте идеи и трудитесь!

Я верю, у вас получится рассказать замечательную историю. Спасибо за прочтение!