В английском есть отличное слово - "hook", "that hooks" - "это цепляет". Бывает так, что слушаешь песню только ради какого-то завораживающего момента, хотя он может длиться всего пару секунд. А потом он еще много дней звучит в голове, да так, что отделаться невозможно. Я решил сегодня поставить три вещи не для любого уха, но обладающие цепляющим звуковым фрагментом.
Placebo - Every You Every Me (Without You I’m Nothing, 1998)
Бывают песни, которые ассоциируются исключительно с фильмом, где они звучали. Сложно придумать лучшее вступление к фильму с названием "Жестокие игры", чем вот эта злющая тема. Группа Placebo, думаю, подняла бы волосы дыбом у многих звукоинженеров старой школы. Дисторшн на ударных, полное пренебрежение законами панорамирования, общая агрессивная грязь звука и при этом у микрофона не гроулер, не выплевыватель связок, а томно-гламурный мяукарь. А че вы хотели - это альтернативный рок!
При этом хоть и собирались Placebo писать свою музыку для маргиналов, а звучат все равно сыто, расслабленно и мажорно. Думаю, мало кто из вас сможет точно перевести текст песни "Every You Every Me", да и далековата от меня эта субкультура с ее трэшово-потребительскими "проблемами", описанными в песне.
Почему же тогда хочется слушать ее снова и снова? Потому что она цепляет - и основной ее хук - это вступление Dm B C7, где основную роль играет как раз септаккорд - жалобный, безысходный, но полный воинственной решимости.
Duran Duran - Come Undone (The Wedding Album, 1993)
Эта песня интересна тем, что вернула группу Duran Duran к жизни и популярности после нескольких абсолютно провальных лет. Слушаю и думаю - если бы неудачи остановили их тогда, этой песни бы не было, и песни "Ordinary World" - тоже. Звучание фразы "Who do you need..." в начале припева - это настоящий хук, за уши вытягивающий песню из пучины заурядности.
Peter Cetera - Big Mistake (Solitude/Solitaire, 1986)
Ну и напоследок - настоящая экзотика. Есть такая группа-долгожитель Chicago, активно выступающая по сей день аж с 1967 года. На их счету множество рок-инноваций, включая мощное использование духовых инструментов, а также репутация моралистов и внятных политических провокаторов. С таким подходом, как это часто бывало, ближе к 1980-м они ощупали пустые карманы и начали писать попсу, в чем также преуспели (взять хотя бы балладу "Hard to say I'm sorry").
Так вот вокалистом (а заодно и басистом) у Chicago был товарищ по имени Peter Cetera - обычный спокойный семейный дядя, но с крайне необычным вокалом. Такое ощущение, что его вживую подключили к синтезатору или вокодеру - его настоящий голос звучит очень электронно. Такой узнаваемый стиль позволил ему успешно отпочковаться от группы, завести сольную карьеру и в итоге записать 7 неплохих альбомов. Не сказать, что его музыка очень уж оригинальная и цепляющая, но альбом Solitude/Solitaire я очень люблю, даже не знаю почему. Наверно, потому что слушал его с детства на отцовских бобинах. Но и сейчас воспринимаю его очень хорошо, особенно первую вещь - "Big Mistake".
Песня вроде бы обычная, об уходе девушки героя к другому (причем циничному сердцееду), но здесь каждый инструмент передает свой оттенок эмоций по этому поводу. Здесь тупейшие машинные ударные, отражающие мнимое равнодушие, режущие по ушам плоские синтезаторные вставки, мечущийся, не находящий себе места бас, и почти нет мелодии, зато есть запоминающийся синтезаторный же зацикленный рифф. Все это контрастирует с сильным, эмоциональным тембром Питера. Такое ощущение, что герой пытается объясниться уходящей девушке, пытаясь быстро и оттого глупо подобрать слова. Великолепное соло на электрогитаре с использованием нестандартных гармонических ходов предполагает, что ему все-таки удается найти выражения и донести нужный смысл...
Но затем внезапно наступает тот самый хук - красивая, слаженная кода "In the morning, when you find him gone...", которая так же внезапно не дает нужного результата - и в результате все звучит как-то растерянно, глупо и неуместно, особенно пластиковый оркестр в конце. Девушка уходит, а герой только зря унижался, пытаясь объяснить ей ее ошибку...
Ощущение тяжеловесной нескладности, жалкой бестолковости этой песни почему-то приводит к тому, что я периодически возвращаюсь к ней. Я почти уверен, что она вам не понравится и не зацепит, но на то и разная музыка, чтобы каждый находил в ней что-то свое. Для меня это - шедевр.
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!