Найти тему

Мюзикл "Норд-Ост". Бороться и искать, найти и не сдаваться...

Нет, это не рассказ о теракте на Дубровке, хотя, к сожалению, название "Норд-Ост" в первую очередь вызывает именно такие ассоциации. Я же хочу рассказать вам о еще одной жертве этого теракта - чудесном, талантливом и добром мюзикле, любимом детище многих прекрасных людей. Мюзикле, созданном в сложные и смутные годы по мотивам романа Вениамина Каверина "Два капитана" и говорящем о чести, верности и доблести, о любви и ненависти и том, что нельзя сдаваться - ни при каких обстоятельствах!

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Это был действительно уникальный проект, а по тем временам - так и вовсе невиданный. Хоть спектакль и создавался по образцу бродвейских мюзиклов, он был абсолютно "нашим" - от литературной основы, говорящей о судьбах людей на фоне судьбы всей нашей страны, до музыки, в которой слышались и отзвуки русских народных песен, и "бардовские" нотки и знакомые с детства мелодии. Возможно, именно поэтому, хоть сам жанр мюзикла нам и чужд, этот воспринимался многими зрителями как что-то родное и близкое.

Невероятно сложен он был и технически - ничего подобного еще не знала отечественная сцена. Это, кажется, единственный случай в нашей театральной истории, когда зрители аплодировали не только актерам, но и декорациям. На сцену садился самолёт, из неё вырастали ледяные торосы, проезжал по сцене трамвай... Декорации были смонтированы "намертво", поэтому концертный зал был рассчитан на показ только одного спектакля, зато показывали его каждый день. И это тоже было абсолютно новым для нашей театральной жизни.

Это странно для "нулевых", но спектакль был пронизан патриотическим чувством. И коллектив подбирался очень придирчиво. Каждый актер еще до прослушивания проходил психологическое тестирование - чтобы убедиться, что все задействованные в мюзикле будут ладить друг с другом. Отбор актеров в основную труппу продолжался 14 месяцев, в нём участвовало больше тысячи человек. И такой подход оправдал себя. Актеры и музыканты буквально жили своим детищем и судьбами своих героев. В 2002 году команда "Норд-Оста" совершила перелет по маршруту Москва-Мурманск-Северная Земля-Северный полюс. На Северном полюсе был водружен флаг с эмблемой "Норд-Оста" и надписью "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Исполнительница роли Кати, Екатерина Гусева, пела на сорокаградусном морозе и попала в книгу рекордов России.

Иллюстрация из свободных источников
Иллюстрация из свободных источников

В спектакле немало детских партий. Специально при театре была создана детская музыкальная студия, где юные актеры проходили более чем серьёзное обучение. Многие из них, повзрослев, стали профессиональными артистами. Хотя, глядя на то, как держатся на сцене эти дети и слушая, как они поют, понимаешь, что профессиональными артистами они были уже тогда.

В "Норд-Осте" замечательно и тонко сочеталось героическое, романтическое и смешное. Наверно, именно таким и должен быть хороший мюзикл, да, наверно, и просто хороший спектакль. Сейчас, по прошествии двадцати лет, он воспринимается практически так же ярко, как и тогда, хоть мы и избалованы сегодня красивыми и дорогими постановками.

После теракта на Дубровке спектаклю отчаянно пытались помочь выжить. Но он не смог устоять - зрители просто не могли войти в этот зал, помнивший ужас запертых в нём заложников. Даже задуманный как альтернатива большой гастрольный тур по городам России в итоге сорвался. Причин было немало, и не последнюю роль сыграло то, что у мюзикла было много недоброжелателей в самых разных кругах. После внезапного отказа Санкт-Петербургского мюзик-холла в предоставлении сцены (хотя договор уже был заключен и по всему городу висели афиши), последовали отказы и из других городов. Спектакль закрылся.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

И всё же - периодически его снова ставят. В разных городах, на разных площадках. Конечно, уже без былого размаха и потрясающих декораций, но всё же спектакль живёт. И нет-нет, да и прозвучит мысль - надо бы возродить оригинальную постановку. Она этого заслуживает (уж точно больше, чем многое из того, что ставится сегодня в некоторых театрах). Во всяком случае, мне бы этого очень хотелось.

********************************************************************

* В статье использованы фрагменты из записи спектакля, сделанной на юбилейном, 400 показе.