Найти в Дзене

"Мама, мне страшно!" Детские страхи. К чему они могут привести, и как их проработать?

У детей пока нет опыта жизни. Они ещё не знают, как устроен окружающий мир, чего надо бояться, а на что просто не обращать внимание, как строить отношения и т. д. Малыш всецело полагается на родителей, которые удовлетворяют его потребности, в том числе и потребность в безопасности. Поэтому он “учится” у самых близких - как реагировать на окружающую действительность.

Что может послужить причиной возникновения детских страхов?

  • Мы сами пугаем своих детей

Прикрикнув, невозможно привлечь внимание к своим словам, можно только испугать. Важно помнить, что ребёнок “считывает” не только слова и поступки, но и нотки интонации, жесты, мимику взрослых. Например, произошла ситуация, в которой малыш сам испугался, а ещё и увидел реакцию (испуг) родителей или окружающих.

  • Гиперопека

Все родители желают уберечь своих деток от различного рода опасностей и неприятностей .  Но некоторые слишком сильно боятся, что с ребёнком что-нибудь произойдёт. Поэтому преподносят малышу модель “опасного” мира, где стоит бояться всего.

“Не беги через дорогу - попадёшь под машину”, “Не лезь - током убьет” и т. д. Обычно в памяти откладывается только вторая часть, так как частица “не” подсознанием не воспринимается. Мы даже можем передавать свои страхи “по наследству” (кстати, я иногда ловила себя на фразах, которые мне говорила моя мама).

  • Разговоры в присутствии детей

Думаете, что ребёнок ничего не слышит, потому что занят игрой? Не забываем, что до 12 лет (согласно исследованиям нейробиологов) дверь в подсознание “распахнута”. Лучше избегать разговоров о преступлениях или катастрофах.

“Ужас какой-то”, “Кошмар”, “Караул!” (это любимое моей мамы) - эти выражения многие используют при описании даже положительных ситуаций. Малыш не понимает, что это просто слова-паразиты, и воспринимает буквально.

  • Виртуальный мир

Компьютерные игры не являются заменой живому общению. В сознании ребёнка граница между виртуальным и реальным миром слишком тонкая, поэтому он так легко может взять за основу модель поведения какого-нибудь персонажа игры или попасть под пагубное влияние (вспомним хотя бы "синий кит"). Я не говорю, что не нужно подпускать детей к компьютеру, не давать телефон или планшет. Просто необходимо внимательно следить за качеством информации, которая поступает в детские головы.

  • Нарушение чувства безопасности

Рассмотрим такую ситуацию: ребёнок категорически отказывается идти в детский сад, школу, на секцию или на детскую площадку. Здесь очень важно мягко и ненавязчиво выяснить наличие межличностных конфликтов с воспитателем, преподавателем, сверстниками или с детьми постарше. А главное, показать способ решения этой проблемы, не ущемляя интересов ребёнка.

  • Агрессивные родители

В большинстве случаев мы не отслеживаем и не осознаём свои реакции на определенные ситуации. Нередко приходится наблюдать, как уставшая мама раздражённо одергивает ребёнка. То, что мы устали или расстроены - ещё не повод срываться на своих детях.

  • Конфликтная семья

Ребёнок безусловно любит и маму, и папу одинаково. Если ссоры проходят бурно, может не стоит сохранять такие отношения? Ведь “на кону” - психологическое здоровье вашего малыша.

  • Неврозы

Если наблюдается:

  • нарушение сна;
  • расстройство пищеварения;
  • нарушение дыхания;
  • навязчивые действия (нервные тики),

необходимо срочно обратиться к врачу. Это могут быть признаки невроза.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

  1. Сказкотерапия

Психологи рекомендуют сочинять сказки, где главный герой- объект страха. Главное, сделать страх “не страшным”. Например, ребёнок боится собак. Концентрируем внимание не на пугающих атрибутах собаки (лай, рык, зубы, пасть), а на чём-то более позитивном (“А какая у собаки шёрстка?”, “А ушки?”, “ А хвостик?”, “Давай её покормим”, “Собака стала добрее?”, “Давай позовём кинолога или дрессировщика” и т. д.

2. Рисование

Ещё лучше, если сказку нарисовать. Со временем ребёнок будет использовать все более светлые и разнообразные цвета, а не только темные оттенки.

3. Песочные игры

Песочная терапия даёт прекрасные результаты. Она полезна не только детям, но и взрослым (стресс ведь никто не отменял). Во время игр с песком страхи из сферы подсознательного переводятся в сферу сознания, и происходит освобождение.

4. Общение

Общаясь, важно не только узнавать, чего боится ребёнок, но и рассказывать о своих страхах и способах их преодоления. Так мы даём своим детям поддержку и защиту.

Способов коррекции страхов много. Применяя хотя бы некоторые из тех, что описаны выше, можно помочь своим детям, и сделать их (и себя тоже) чуточку счастливее.

Я надеюсь, что предложенная информация оказалась интересной и полезной. Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. Буду рада вашим комментариям.