Найти тему
Lapocruiser

Путешествие в Монголию. НИЧаВо. Руководство для автотуриста

Заканчивая рассказ о Монголии, решено сделать выжимку — Наиболее Интересные ЧАстые ВОпросы. Постараюсь заранее ответить на вопросы, которые возникали, возникают и будут возникать у тех, кто собирался, собирается или будет собираться в Монголию :)

Итак,

— Что нужно для такой же поездки в Монголию?

Нужно желание, загранпаспорт, от 2 недель до 1 месяца свободного времени и исправная крепкая машина.

— Что там с таможней?

С таможней всё нормально. Запрещён провоз оружия с боеприпасами (охотники, убедитесь что нигде не завалялась пара патронов…), наркоты и прочих запрещённых к вывозу вещей. Обратно, из Монголии, запрещён провоз мяса, рыбы , шкур и прочих артефактов живой природы.
У каждого погранперехода свой график работы. Например, мелкий переходик в Мондах работает без выходных. А знатный переход в Ташанте в воскресенье отдыхает.
Мелкие переходы пропускают только граждан России и Монголии. Для граждан третьих стран проход через Ташанту и через Кяхту.
Переходить границу лучше сразу после обеда, об этом вы в курсе из предыдущей записи :)

— Как у них с заправками?

Таможенные правила ограничивают провоз топлива в канистрах десятью литрами. Но везти его больше нет никакого смысла. С заправками всё нормально. В каждом посёлке (кроме самых горных и отдалённых тупиков) есть заправка с бензином и ДТ. Бензин 92 повсеместно кроме дальних аулов (там только 80й), поближе к цивилизации есть и 95.

Правила заправки везде одинаковы. Заправщик подходит сам, вставляет пистолет и заправляет сколько нужно (обычно мы "до полного"). Потом расчёт, деньги — заправщику.

Топливо вполне приличное, проблем ни разу не возникало. В эту поездку мы хапнули г*на лишь в Иркутской области, в славном городе Тулуне… Цена — около 2000 тугриков за литр. (курс смотрите по ходу дела)

В этом году уже нигде мы не встретили знаменитых монгольских колонок, работающих без электричества. Эта страница истории уходит в прошлое, и электронные китайские агрегаты пришли на смену автономной бензокачке :)

— Как в Монголии с едой?

Об этом была отдельная тема. Вкратце: всё очень вкусно, есть нужно только горячие блюда, остальное — на свой страх и риск :)

Для тех кто ездит и ест автономно, может пригодиться следующая инфа. Во всех посёлках, как грибы после дождя, наросли продуктовые магазины (Хунсний Дэлгур).

В них куча китайского фуфла, конфет, лимонада, чокопаев и тп. Есть мука, соль, сахар и всякие дошираки. Монгольской тушёнки почти нет, молока тоже. Чистая вода тоже есть далеко не везде — какой дурак будет покупать воду? То ли дело кока-кола…
Но зато в последнее время появился хлеб.

— Где вы ночуете?

Можно ночевать в гостиницах. Их легко найти в центре городков, это либо HOTEL, либо ЗОЧИД БУУДАЛ. Туда мы заезжаем по мере необходимости ради горячего душа. Кстати, с душем там тоже бывают сложности, дрессировка ихнего душа требует особого терпения и выдержки…
Можно ночевать в юртингах. Они обычно раскиданы по самым туристическим местам. Ночевать в хорошей юрте очень клёво. Об этом
подробно рассказано здесь.

Юртинги обычно ставятся в начале туристического сезона, и сворачиваются в конце августа.

Можно ночевать в палатке, но… Но есть одно сильное "но", это ветер. Его силу и настойчивость хорошо иллюстрирует направление роста этих многовековых лиственниц.

Ветер налетает внезапно, и чаще всего — ночью, что совершенно вразрез нашим русским привычкам и представлениям. Ночёвка в палатке превращается в тягостное пережидание бури под хлопнье тента и сонные мысли "как бы не сорвало… как бы не сорвало…"
Поэтому большую часть ночей мы проводим в машине на
автомобильном спальнике. Здесь тихо, тепло и надёжно.

Ещё один плюс машины — независимость от рельефа. С помощью лопаты машина за 10 минут выставляется ровно на любом склоне , и можно спать.
Спим мы на спальнике, о котором вы уже в курсе . Конструкция проверена ночами и дорогами. Для желающих я делаю такие вещи на заказ.

— Как отношения с местными жителями? Как решаете вопросы безопасности? Не страшно вот так, в одну машину… ?

Нет, не страшно.

Местные жители очень хорошие, мы это здесь обсуждали неоднократно :)

Здесь, как и везде, работают два простых правила:
1. Чем дальше от города, тем лучше люди.
2. Водка зло.
В городах вы можете столкнуться с миром наживы и чистогана. Вас, как неместных туристов, могут облапошить и пытаться обобрать как липку. Это черты любого азиатского (да и не только…) урбанизма.
В степи всё иначе. Наверняка вы помните случай с лопатой. В Монголии ещё существует культ путника. Человеку в дороге, гостю нужно помогать, делается это легко и от души :)
Иными словами, "вопросов безопасности" не возникало в принципе. Был
один неприятный момент , но единственный раз за 6 лет.

-Как вы там общаетесь?

Старое поколение монголов и жители приграничных районов мало-мальски говорят и понимают русский. Особенно те, кто учились в России, а их немало.
Молодое поколение в школах поголовно учит английский. И чем ближе к Улан-Батору, тем больше иностранных туристов и всё больше в ходу английский.

-Где в Монголии деньги менять?

При въезде, в приграничных посёлках и городах. На таможне в Ташанте открылось окошко Хаан Банка :)
Можно обменять рубли в БаянУльгие. Самый выгодный курс в обменнике напротив стадиона. В Мурене около базара много банков.
А дальше с обменом могут быть проблемы. Валюту в банках можно будет обменять только в аймачных центрах, и скорее всего только доллары. Доллары же можно обменять и в гостиницах.
Поэтому рассчитывать на рубли не стоит, меняйте тугрики с запасом, на обратном пути обменяете назад. Ну а в качестве резерва — баксы.

— Связь там есть?

Сотовые вышки есть в каждом более-менее крупном посёлке. Правда, покрытие — чуть больше чем сам посёлок.
Роуминг дорогой,
деньги жрёт со страшной силой! :)

-14


Поэтому лучше сразу купить симку одного из двух основны местных операторов:
Unitel или MobiCom
Будет гораааздо дешевле. И покупать надо в офисах компаний, а не в ларьках.

— У меня обычный внедорожник, я могу на нём поехать? Или нужен проходимец как у вас?

Как говорилось в самом начале, нужна просто технически исправная и конструктивно крепкая машина. Портальные мосты и суперколёса там не нужны. Мы едем в Монголию на Лапокрузере только потому что нет третьей машины для таких поездок :) А так, крузера на МТ резине вполне достаточно.
Кстати, о резине. Главное требование — чтоб была крепкая. Идеально подходит гражданская МТшка типа гудрича-купера, или суровая АТ. Например, нынешний Дик Чепек для Монголии идеален.

— А если сломаюсь?

В посёлках есть специальные места, Дугуй Засвар. Это шиномонтаж с СТО в одном лице. Монгольские дороги регулярно требуют жертв, развалившиеся машины заезжают на Дугуй Засвар, и там сварщики-виртуозы засваривают всё что отвалится :)

— Когда лучше ехать в Монголию?

Письменный ответ на этот вопрос дал генеральный штаб Советского Союза

Но лучше всего ехать летом. Что касается запада и севера Монголии, лето здесь начинается в середине июня и заканчивается в середине августа.

— Как вам пустыня Гоби? Как УланБатор, понравился?

Никак. :)
В УланБаторе мы не были и не будем.
В Гоби мы ещё не доехали, но интересно посмотреть. Там вот только рыбы нет…

— Кстати, как рыбалка? Что ловится?

В горах на западе хариус, на севере и востоке хариус с ленком. В озёрах живёт осман, а в Хубсугуле — налим.
Местами водится исчезающий таймень. Подробности в БЖ, ищущий да отыщет :)

"- Монголы не рыбачат и рыбу не едят…"

А земля плоская и лежит на трёх китах, ага. Такое же древнее заблуждение.
Да, в монгольских верованиях рыбы и птицы считаются существами, принадлежащими духам. А брать то, что духам принадлежит, вредно для здоровья.
Но времена изменились, сила веры снизилась. А на её место пришла новая религия дензнаков.
Монголы рыбу ловят, едят сами и, что самое досадное, продают китайцам. А этот рынок бездонен.
Поэтому такое зрелище стало попадаться всё чаще и чаще.

— А есть что-нибудь в Монголии, что вам не нравится?

Есть.

В Монголии катастрофически растёт количество мусора. Это просто ппц.
Охваченные диким капитализмом и необременённые мыслями о хрупкости чистоты своей земли, монголы засирают природу с огромной скоростью.
Это хорошо видно в течение последних 7 лет. Если вначале мы встречали следы наших туристов (консервная банка, сигаретная пачка, упаковка от блесны.), то сейчас Монголия покрывается ровным слоем упаковок из местных магазинов. Банки, бутылки и вездесущщий пластик, пластик, пластик… Иной раз, делая фото, приходится выбрать не просто ракурс… приходится выбирать такой ракурс, чтобы в кадр не попал мусор. Иногда удаётся, иногда нет. Взгляните внимательно
на портрет монгольской пары на мотоцикле , в правый дальний край дороги… И так почти везде.

Я думаю, они спохватятся когда западные туристы станут брезговать сюда ездить. Ведь европейская природа гораздо чище от мусора. По крайней мере, надеюсь на это.
А пока стали появляться подобные плакаты.

Забавно читать. Хочется ответить: "Не сорите СВОЮ землю!"

Но надежда есть. И она не беспочвенна.
У монголов в крови бережное отношение к природе. Это видно по лесу. Очертания нынешнего леса на 90% совпадают с зелёными пятнами на Генштабе. А на 10% он выходит за эти границы молодой порослью :)

Последний наш ночлег был в степи среди нескольких ивовых кустов. И что любопытно, хвороста не было. Нижние сухие ветки кустов были тщательно срублены и увезены на дрова.
При острейшем дефиците дров никому в голову не пришло срубить эти деревья. Никто не подрубил их, чтоб они засохли, и потом увезти их на дрова. Монголы взяли только то, что можно взять. А не хватит — и ладно, можно топить и кизяком, он не кончается никогда :)

Ну, за надежду! За Монголию! :)

Напоследок короткий словарь обиходных надписей для монгольского путешественника:

Дугуй Засвар — шиномонтажный и сварочно-авторемонтный комплекс широкого профиля :)
Хунсний Дэлгур — продукты
Бараны Дэлгур — хозтовары
Хунс Бараны Дэлгур — универмаг :)
Гуанз, Цайны Газар — кафешка
Эмийн Сан — аптека
Зочид Буудал — гостиница
Гэр Камп — юртинг
Театр — театр :)

И наконец, Избранное . Самые смешные вопросы:

"- А дорого в Монголии отдыхать?"

"- А чего так медленно ехали? Люди ездят туда и возвращаются гораздо быстрее!"

"- А почему машину не моете?"

и наконец, вопрос-победитель. Задан на одном из форумов, причём на полном серьёзе:

"- Как решались вопросы безопасности? Вдруг лихие монголы организуют вооруженный налет на джип с целью захвата авто или ограбления путешественников? Или на медведя напоритесь. Места то дикие, надеюсь брали с собой хотябы гладкоствольное оружие, вопросов на границе не возникло? Как осуществлялась охрана лагеря и патрулирование ночной стоянки, распределением ночных дежурств среди участников или установкой датчиков тревоги по периметру лагеря?"

:D

Краткое содержание предыдущих серий:

1. Поехали!

2. Саанбайну, Хубсугул!

3. Живая тайга

4. Трансхубсугульская магистраль

5. Здравствуй, солнце, новый год!

6. Рыночные отношения. Как стать миллионером

7. Пунктирами Генштаба

8. Вода камень точит. Пещера шамана

9. Хозяин воды

10. "Я помню Чингисхана"

11. Жизнь на Марсе

12. День и Ночь

13. Страда

14. Розовые мечты

15. Морские чудовища

16. Ограбление по-унэгейски

17. Великое географическое закрытие

18. Орда

19. Ням - базарный день

20. "С мая по октябрь"

21. Под небом голубым...

22. Баяртай!

23. Вы находитесь здесь :)

Ё-моё, это ж надо столько написать…

Всем интересных дорог и ярких путешествий! :)

2014 год.