Заканчивая рассказ о Монголии, решено сделать выжимку — Наиболее Интересные ЧАстые ВОпросы. Постараюсь заранее ответить на вопросы, которые возникали, возникают и будут возникать у тех, кто собирался, собирается или будет собираться в Монголию :)
Итак,
— Что нужно для такой же поездки в Монголию?
Нужно желание, загранпаспорт, от 2 недель до 1 месяца свободного времени и исправная крепкая машина.
— Что там с таможней?
С таможней всё нормально. Запрещён провоз оружия с боеприпасами (охотники, убедитесь что нигде не завалялась пара патронов…), наркоты и прочих запрещённых к вывозу вещей. Обратно, из Монголии, запрещён провоз мяса, рыбы , шкур и прочих артефактов живой природы.
У каждого погранперехода свой график работы. Например, мелкий переходик в Мондах работает без выходных. А знатный переход в Ташанте в воскресенье отдыхает.
Мелкие переходы пропускают только граждан России и Монголии. Для граждан третьих стран проход через Ташанту и через Кяхту.
Переходить границу лучше сразу после обеда, об этом вы в курсе из предыдущей записи :)
— Как у них с заправками?
Таможенные правила ограничивают провоз топлива в канистрах десятью литрами. Но везти его больше нет никакого смысла. С заправками всё нормально. В каждом посёлке (кроме самых горных и отдалённых тупиков) есть заправка с бензином и ДТ. Бензин 92 повсеместно кроме дальних аулов (там только 80й), поближе к цивилизации есть и 95.
Правила заправки везде одинаковы. Заправщик подходит сам, вставляет пистолет и заправляет сколько нужно (обычно мы "до полного"). Потом расчёт, деньги — заправщику.
Топливо вполне приличное, проблем ни разу не возникало. В эту поездку мы хапнули г*на лишь в Иркутской области, в славном городе Тулуне… Цена — около 2000 тугриков за литр. (курс смотрите по ходу дела)
В этом году уже нигде мы не встретили знаменитых монгольских колонок, работающих без электричества. Эта страница истории уходит в прошлое, и электронные китайские агрегаты пришли на смену автономной бензокачке :)
— Как в Монголии с едой?
Об этом была отдельная тема. Вкратце: всё очень вкусно, есть нужно только горячие блюда, остальное — на свой страх и риск :)
Для тех кто ездит и ест автономно, может пригодиться следующая инфа. Во всех посёлках, как грибы после дождя, наросли продуктовые магазины (Хунсний Дэлгур).
В них куча китайского фуфла, конфет, лимонада, чокопаев и тп. Есть мука, соль, сахар и всякие дошираки. Монгольской тушёнки почти нет, молока тоже. Чистая вода тоже есть далеко не везде — какой дурак будет покупать воду? То ли дело кока-кола…
Но зато в последнее время появился хлеб.
— Где вы ночуете?
Можно ночевать в гостиницах. Их легко найти в центре городков, это либо HOTEL, либо ЗОЧИД БУУДАЛ. Туда мы заезжаем по мере необходимости ради горячего душа. Кстати, с душем там тоже бывают сложности, дрессировка ихнего душа требует особого терпения и выдержки…
Можно ночевать в юртингах. Они обычно раскиданы по самым туристическим местам. Ночевать в хорошей юрте очень клёво. Об этом подробно рассказано здесь.
Юртинги обычно ставятся в начале туристического сезона, и сворачиваются в конце августа.
Можно ночевать в палатке, но… Но есть одно сильное "но", это ветер. Его силу и настойчивость хорошо иллюстрирует направление роста этих многовековых лиственниц.
Ветер налетает внезапно, и чаще всего — ночью, что совершенно вразрез нашим русским привычкам и представлениям. Ночёвка в палатке превращается в тягостное пережидание бури под хлопнье тента и сонные мысли "как бы не сорвало… как бы не сорвало…"
Поэтому большую часть ночей мы проводим в машине на автомобильном спальнике. Здесь тихо, тепло и надёжно.
Ещё один плюс машины — независимость от рельефа. С помощью лопаты машина за 10 минут выставляется ровно на любом склоне , и можно спать.
Спим мы на спальнике, о котором вы уже в курсе . Конструкция проверена ночами и дорогами. Для желающих я делаю такие вещи на заказ.
— Как отношения с местными жителями? Как решаете вопросы безопасности? Не страшно вот так, в одну машину… ?
Нет, не страшно.
Местные жители очень хорошие, мы это здесь обсуждали неоднократно :)
Здесь, как и везде, работают два простых правила:
1. Чем дальше от города, тем лучше люди.
2. Водка зло.
В городах вы можете столкнуться с миром наживы и чистогана. Вас, как неместных туристов, могут облапошить и пытаться обобрать как липку. Это черты любого азиатского (да и не только…) урбанизма.
В степи всё иначе. Наверняка вы помните случай с лопатой. В Монголии ещё существует культ путника. Человеку в дороге, гостю нужно помогать, делается это легко и от души :)
Иными словами, "вопросов безопасности" не возникало в принципе. Был один неприятный момент , но единственный раз за 6 лет.
-Как вы там общаетесь?
Старое поколение монголов и жители приграничных районов мало-мальски говорят и понимают русский. Особенно те, кто учились в России, а их немало.
Молодое поколение в школах поголовно учит английский. И чем ближе к Улан-Батору, тем больше иностранных туристов и всё больше в ходу английский.
-Где в Монголии деньги менять?
При въезде, в приграничных посёлках и городах. На таможне в Ташанте открылось окошко Хаан Банка :)
Можно обменять рубли в БаянУльгие. Самый выгодный курс в обменнике напротив стадиона. В Мурене около базара много банков.
А дальше с обменом могут быть проблемы. Валюту в банках можно будет обменять только в аймачных центрах, и скорее всего только доллары. Доллары же можно обменять и в гостиницах.
Поэтому рассчитывать на рубли не стоит, меняйте тугрики с запасом, на обратном пути обменяете назад. Ну а в качестве резерва — баксы.
— Связь там есть?
Сотовые вышки есть в каждом более-менее крупном посёлке. Правда, покрытие — чуть больше чем сам посёлок.
Роуминг дорогой, деньги жрёт со страшной силой! :)
Поэтому лучше сразу купить симку одного из двух основны местных операторов: Unitel или MobiCom
Будет гораааздо дешевле. И покупать надо в офисах компаний, а не в ларьках.
— У меня обычный внедорожник, я могу на нём поехать? Или нужен проходимец как у вас?
Как говорилось в самом начале, нужна просто технически исправная и конструктивно крепкая машина. Портальные мосты и суперколёса там не нужны. Мы едем в Монголию на Лапокрузере только потому что нет третьей машины для таких поездок :) А так, крузера на МТ резине вполне достаточно.
Кстати, о резине. Главное требование — чтоб была крепкая. Идеально подходит гражданская МТшка типа гудрича-купера, или суровая АТ. Например, нынешний Дик Чепек для Монголии идеален.
— А если сломаюсь?
В посёлках есть специальные места, Дугуй Засвар. Это шиномонтаж с СТО в одном лице. Монгольские дороги регулярно требуют жертв, развалившиеся машины заезжают на Дугуй Засвар, и там сварщики-виртуозы засваривают всё что отвалится :)
— Когда лучше ехать в Монголию?
Письменный ответ на этот вопрос дал генеральный штаб Советского Союза
Но лучше всего ехать летом. Что касается запада и севера Монголии, лето здесь начинается в середине июня и заканчивается в середине августа.
— Как вам пустыня Гоби? Как УланБатор, понравился?
Никак. :)
В УланБаторе мы не были и не будем.
В Гоби мы ещё не доехали, но интересно посмотреть. Там вот только рыбы нет…
— Кстати, как рыбалка? Что ловится?
В горах на западе хариус, на севере и востоке хариус с ленком. В озёрах живёт осман, а в Хубсугуле — налим.
Местами водится исчезающий таймень. Подробности в БЖ, ищущий да отыщет :)
"- Монголы не рыбачат и рыбу не едят…"
А земля плоская и лежит на трёх китах, ага. Такое же древнее заблуждение.
Да, в монгольских верованиях рыбы и птицы считаются существами, принадлежащими духам. А брать то, что духам принадлежит, вредно для здоровья.
Но времена изменились, сила веры снизилась. А на её место пришла новая религия дензнаков.
Монголы рыбу ловят, едят сами и, что самое досадное, продают китайцам. А этот рынок бездонен.
Поэтому такое зрелище стало попадаться всё чаще и чаще.
— А есть что-нибудь в Монголии, что вам не нравится?
Есть.
В Монголии катастрофически растёт количество мусора. Это просто ппц.
Охваченные диким капитализмом и необременённые мыслями о хрупкости чистоты своей земли, монголы засирают природу с огромной скоростью.
Это хорошо видно в течение последних 7 лет. Если вначале мы встречали следы наших туристов (консервная банка, сигаретная пачка, упаковка от блесны.), то сейчас Монголия покрывается ровным слоем упаковок из местных магазинов. Банки, бутылки и вездесущщий пластик, пластик, пластик… Иной раз, делая фото, приходится выбрать не просто ракурс… приходится выбирать такой ракурс, чтобы в кадр не попал мусор. Иногда удаётся, иногда нет. Взгляните внимательно на портрет монгольской пары на мотоцикле , в правый дальний край дороги… И так почти везде.
Я думаю, они спохватятся когда западные туристы станут брезговать сюда ездить. Ведь европейская природа гораздо чище от мусора. По крайней мере, надеюсь на это.
А пока стали появляться подобные плакаты.
Забавно читать. Хочется ответить: "Не сорите СВОЮ землю!"
Но надежда есть. И она не беспочвенна.
У монголов в крови бережное отношение к природе. Это видно по лесу. Очертания нынешнего леса на 90% совпадают с зелёными пятнами на Генштабе. А на 10% он выходит за эти границы молодой порослью :)
Последний наш ночлег был в степи среди нескольких ивовых кустов. И что любопытно, хвороста не было. Нижние сухие ветки кустов были тщательно срублены и увезены на дрова.
При острейшем дефиците дров никому в голову не пришло срубить эти деревья. Никто не подрубил их, чтоб они засохли, и потом увезти их на дрова. Монголы взяли только то, что можно взять. А не хватит — и ладно, можно топить и кизяком, он не кончается никогда :)
Ну, за надежду! За Монголию! :)
Напоследок короткий словарь обиходных надписей для монгольского путешественника:
Дугуй Засвар — шиномонтажный и сварочно-авторемонтный комплекс широкого профиля :)
Хунсний Дэлгур — продукты
Бараны Дэлгур — хозтовары
Хунс Бараны Дэлгур — универмаг :)
Гуанз, Цайны Газар — кафешка
Эмийн Сан — аптека
Зочид Буудал — гостиница
Гэр Камп — юртинг
Театр — театр :)
И наконец, Избранное . Самые смешные вопросы:
"- А дорого в Монголии отдыхать?"
"- А чего так медленно ехали? Люди ездят туда и возвращаются гораздо быстрее!"
"- А почему машину не моете?"
и наконец, вопрос-победитель. Задан на одном из форумов, причём на полном серьёзе:
"- Как решались вопросы безопасности? Вдруг лихие монголы организуют вооруженный налет на джип с целью захвата авто или ограбления путешественников? Или на медведя напоритесь. Места то дикие, надеюсь брали с собой хотябы гладкоствольное оружие, вопросов на границе не возникло? Как осуществлялась охрана лагеря и патрулирование ночной стоянки, распределением ночных дежурств среди участников или установкой датчиков тревоги по периметру лагеря?"
:D
Краткое содержание предыдущих серий:
4. Трансхубсугульская магистраль
5. Здравствуй, солнце, новый год!
6. Рыночные отношения. Как стать миллионером
8. Вода камень точит. Пещера шамана
17. Великое географическое закрытие
23. Вы находитесь здесь :)
Ё-моё, это ж надо столько написать…
Всем интересных дорог и ярких путешествий! :)
2014 год.