Полностью отменить технический осмотр для принадлежащих физическим лицам легковых автомобилей - такое предложение прозвучало достаточно неожиданно на фоне планов по введению новых правил техосмотра, которые должны были стать даже жёстче старых.
Напомним, премьер-министр России Михаил Мишустин 2 марта подписал постановление, согласно которому вступление в силу новых правил проведения технического осмотра отложено до 1 октября текущего года.
Один из пунктов постановления продлевает до этой же даты срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля до 30 сентября. Соответственно, владельцам транспортных средств, на которые оформлены такие карты, не придётся проходить техосмотр в этот период.
Напомним, по новым правилам, которые должны были вступить в силу с первого дня весны (а теперь отложены), станет невозможным удалённое получение диагностических карт. Они будут оформляться только в электронном виде, а автомобили на пунктах техосмотра будут фотографироваться.
Кроме того, пройти техосмотр станет возможным только в тех пунктах, которые получили аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Вот тут у автомобилистов могут возникнуть проблемы.
Сейчас в России насчитывается всего 5 300 аккредитованных пунктов техосмотра, и это при том, что только легковых машин в нашей стране зарегистрировано около 44 500 000. В итоге, хотя время проведения техосмотра не должно превышать 30 минут, однако, сколько часов потратят автовладельцы в очередях на пунктах ТО — нетрудно догадаться.
Эксперты предостерегали, что ажиотаж на пунктах прохождения техосмотра возникнет, в первую очередь, в небольших населённых пунктах — там однозначно будет нехватка аккредитованных технических центров. Ситуацию вряд ли исправило бы даже то, что от техосмотра планируется избавить автомобили, выпущенные до 4 лет назад.
Однако предложение полностью отменить техосмотр, с которым выступил "Общероссийский народный фронт" (ОНФ), в любом случае выглядит как достаточно кардинальный способ решения этих проблем. Но, по мнению главы рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петра Шкуматова, новые правила только создадут дополнительные временные и финансовые трудности, а вот для выявления опасных машин являются бесполезными.
Поэтому Пётр Шкуматов считает, что обязательное прохождение техосмотра перед оформлением полиса ОСАГО нужно отменить — смысла в нём нет.
При этом техосмотр для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, должен сохраниться, но только на добровольной основе. Кроме того, он будет актуален для тех автомобилистов, в машинах которых инспекторы ГИБДД обнаружили какую-либо неисправность или «колхозный» тюнинг. В этом случае техосмотр должен подтвердить устранение всего этого.
Наконец, сейчас многие пункты технического осмотра работают по принципу: «Нет исправных автомобилей, есть не прошедшие техосмотр». Он, разумеется, вызван к жизни элементарным желанием «навариться» на не разбирающихся в технике автомобилистах.
В таких условиях водители, далеко не все из которых являются дипломированными автомеханиками, даже не могут пожаловаться на оператора пункта, обнаружившего несуществующую «неисправность» и отправившего устранять её — естественно, не бесплатно.
Однако если техосмотр отменить полностью, наверняка стоит ждать появления на дорогах совсем "убитых" автомобилей, что повлечёт рост количества дорожных происшествий. Или же это проблема преувеличена, и техосмотр на самом деле не имеет никакого смысла?