Найти в Дзене
Педсовет

Игра как «школа регуляции»

Оглавление

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – эти определения все чаще и чаще сегодня звучат из уст педиатров, а учителя начальной школы отмечают, что поведение учеников на уроке становится их главной проблемой в классе. В тот важнейший период, когда закладывается фундамент личности и всей будущей жизни ребенка, проблемы с саморегуляцией, агрессивное и протестное поведение препятствуют усвоению нового, существенно замедляют развитие.

Cегодня, ориентируясь на «школьные» форматы развития в дошкольном образовании, взрослые забывают, что именно игра является наиболее гармоничной познавательной и развивающей деятельностью детей. Игра – это единственный контекст в жизни ребенка дошкольного возраста, где встречаются стратегии выработки навыков саморегуляции. Не случайно Лев Выготский назвал придумывание игры «школой регуляции» ребенка.

Конечно, речь не о любой игре, а прежде всего о сюжетно-ролевой игре в ее развитых формах , то есть игре, в «придумывании» которой непосредственно участвуют дети. В такой игре есть правила, согласованные и принятые всеми участниками, есть роли и есть сюжет, развивающийся, возможно, при поддержке взрослого (воспитателя), но обязательно при участии самих детей.

Играть любят все, в том числе и воспитатели. Фото Рыбаков Фонда.
Играть любят все, в том числе и воспитатели. Фото Рыбаков Фонда.

Почему игра – это «школа регуляции»?

  1. Чтобы общая игра получилась, детям приходится удерживать себя, свое поведение в выбранной роли, то есть комплексно развивать саморегуляцию.
  2. В определенных сюжетах у детей есть возможность «отыграть» свою агрессию, дать ей выход в условном контексте роли, а тем самым осознать ее и попробовать научиться ею управлять. Это помогает существенно снизить уровень агрессивного поведения в реальной жизни и стресса, постоянно высокий уровень которого может влиять на развитие мозга и организма в целом.
  3. Чтобы найти общий сюжет игры, детям нужно обсудить варианты, договориться, отстоять свое мнение, возможно, решить конфликтную ситуацию, когда есть кто-то несогласный с общим выбором – это важнейший опыт партнерского взаимодействия, которого лишены «не играющие» дети.
  4. В правильно организованной игре дети пользуются не фабричными игрушками, которые из-за своей доступности и суперреалистичности мешают развитию воображения, а вместе мастерят «реквизит» из подручных средств, развивая навыки работы в команде.
  5. Неотъемлемая составляющая игры – планирование своих действий. Ребенок в комфортном для себя контексте и темпе осознанно принимает на себя часть ответственности за общую игру (например, подготовка какого-то элемента «реквизита»). Сегодня время ребенка полностью расписано и регулируется взрослыми – значит, с ранних лет возможность учиться планировать свои действия для ребенка минимизирована, а с уходом сюжетно-ролевой игры она может исчезнуть совсем.

Прекрасно в этой истории то, что решение проблемы – полностью в наших руках. И оно не такое уж сложное. Оно не требует лекарств, не требует денег и вообще больших ресурсов. Нужно просто возвращать развитую игру в жизнь детей. Мы не можем рассчитывать, что зрелая игра разовьется спонтанно.

Единственное место, где дети могут научиться играть, – это детский сад с соответствующей программой для детей дошкольного возраста.

______________________________________________________

👀 Теория и практика педагогики, обучение и воспитание, вопросы и ответы — на нашем сайте

Подписывайтесь на нас:

канал в Дзене

Телеграм-канал

рассылка во ВКонтакте