Журнал « Courrier International» : «Русские видят в европейцах вассалов США. Они нас не принимают всерьез. Они говорят себе: если мы хотим разрешить какую-то проблему с Европой, нужно обращаться не в Берлин или Брюссель, а в Вашингтон. Именно там находится власть. Русские в отличие от европейцев строят свою позицию не на основе правил, а исходя из расклада сил. Европа должна принять тот факт, что она находится в мире, где различные блоки защищают свои собственные интересы посредством сверхагрессивной политики».
Ну, наконец-то, это случилось. На днях авторитетный французский еженедельник "Courrier International", в котором публикуются самые значимые статьи иностранной прессы, вышел с передовицей - программной статьей, полностью посвященной призыву к Евросоюзу в корне изменить свою внешнюю политику, а также пересмотреть подход к либеральным ценностям, и, виданное ли дело, к правам человека.
Статья так и называется: «В авторитарном мире Европе нужно научиться показывать зубы» (на французском). Статья – это интервью журналиста газеты Питера Гизена, которое он взял у известного эксперта в международной политике Ганса Крибба, автора книги «Силовики», долгое время оказывавшего консультативные услуги российским властным структурам, консультанта, сотрудничавшего с европейскими комиссарами. В этот же день статья попадает в обзор прессы на французском новостном канале « France 24», а, следовательно, распространяется на всю Европу и не только.
Вот основные мысли Криббса, изложенные в статье.
«С самого начала Европа задумывалась только как мировая неагрессивная сила, всегда готовая отстаивать демократию и права человека и международный порядок, основанный на правилах.
На протяжении десятилетий Европа с готовностью отказывалась от применения силы, уступая это право США. Но в настоящее время она больше не может рассчитывать на постоянную помощь американцев, и все чаще и чаще сталкивается на своих границах с авторитарными правителями. Европа должна научиться защищать себя сама, в одиночку, – это и есть «стратегическая автономия», о которой уже так долго говорят. Для того, чтобы защищать европейский образ жизни Европа должна не только набраться смелости и показать зубы, но и не стесняться «марать руки», заключая соглашения с режимами, которые она не одобряет.
Имея дело с такими сильными лидерами как Си Дзиньпин, Эрдоган, Путин, Больсонаро, которые себя позиционируют как сильные люди, для Европы самое время прекратить бесполезные увещевания и призывы к соблюдению прав человека и демократических принципов и научиться более цинично защищать свои интересы.
Европа должна научиться говорить языком силы. Она должна быть способна не только устанавливать границы для авторитарных лидеров, но также заключать с ними соглашения, когда ее интересы того требуют.
Для этого Европа должна порвать со своей культурой и трансформироваться морально. Она должна стать взрослой и честно глядеть в лицо стоящим перед ней этическим дилеммам, которыми, в пору своей юности, она позволяла заниматься своим родителям, Соединенным Штатам.
Нам нужно найти компромисс между европейскими стратегическими интересами и правами человека. Нужно брать в расчет то, что происходит сейчас в мире. Ранее мы думали, что история идет в нашем направлении. Сейчас мы видим, что это все менее и менее вероятно.
Тогда что же делать? Продолжать вести политику, которая направлена на то, чтобы убедить других, что они должны принять наши либеральные ценности? Или сделать выбор в пользу политики, которая состоит в том, чтобы четко определить границы наших интересов в определенных сферах, и позволить остальным решать действовать, руководствуясь своими собственными ценностями. В этом споре я придерживаюсь стороны реалистов.
Непреложный факт: многие страны Восточной Европы находятся одной ногой в Европе, а другой – в России. Это не значит, что последней нужно дать карт-бланш, но предлагая соседям России вступить в ЕС или НАТО, или активно, не скрываясь, вмешиваться во внутренние дела стран, мы можем просто в клочья разорвать эти страны.
В международных отношениях нужно быть способным поставить себя на место другого. Подумайте об Украине, мы бы избежали больших проблем и причинили бы меньше вреда, если бы внимательнее относились к целям России. Зачастую мы исходим из принципа, что наша западная либеральная концепция – очевидна для других, в то время как на самом деле остальной мир имеет другое видение вещей, и нельзя сказать лучше ли оно или хуже нашего.
В политике всегда приходится делать выбор. В этом мире, если хочешь быть взрослым, нельзя уклоняться от принятия решений. И невозможно всегда выбирать права человека, и невозможно всегда выбирать только стратегию. Нужно взвешивать все за и против и заставлять себя делать выбор, иногда болезненный и трагический. Такова реальность международной политики. Американцы это поняли уже давно». Конец цитаты.
Вот так, ни много ни мало. Отказаться от всего, «что было нажито непосильным трудом», от всех либеральных ценностей, от прав человека, дружить с тиранами, и прекратить попытки обратить всех в свою веру.
Удивительно во всем этом не идеи, высказанные автором. На самом деле, они - не откровение, ниспосланное свыше, в Европе достаточно профессионалов в области международных отношений, много среди них и здравомыслящих прагматиков. Поэтому призывы к переосмыслению европейской внешней политики, к самостоятельности к «стратегической автономии» звучали. Другое дело, что европейские политики сами выбирают, кого слушать, а кого нет, какие идеи нести в массы через медиа, а какие советы откладывать в долгий ящик. И просто так подобные идеи на первые полосы ведущих газет не попадают.
Весьма показательно в этой ситуации, что эти мысли, с точки зрения либеральной демократии, весьма крамольные и никак с этой либеральностью не вяжущиеся, растиражировали сначала в Нидерландах (до встречи большой семерки). А потом, после того, как на саммите G 7 стало ясно, что американцы в лице Байдена в обмен на защиту Европы от России и прочих напастей (Турции) требуют объявить торговую войну Китаю, а слова о трансатлантической солидарности остаются только словами, распространили эти идеи через французские СМИ на всю Европу.
То, что эти идеи перестали быть частным мнением одного эксперта, а стали официальным трендом и готовятся, по мере осознания, что защищать их просто так никто не собирается, стать официальной политикой, если не Евросоюза, то, по крайней мере, Франции и Германии, может свидетельствовать и явный разворот в отношении к «берлинскому пациенту».
По результатам проверки исключения Навального организацией Amnesty International из категории «узник совести», проведенной французской газетой Фигаро (« Le Figaro »), последняя фактически заклеймила его русским этно(?)-нацистом и ксенофобом, противником миграции, и популистом, который ходил на демонстрациях под знаменами со свастикой. Вердикт для европейской общественности просто убийственный. И для бывшего "узника совести" тоже.
Одним словом, тектонические сдвиги в Европе налицо, в том числе, и во внешней политике, и, как сказал Криббс, придется европейцам начать защищать себя и учиться «пачкать руки», благо, что делать это со штанами они уже имеют.
О реакции НАТО на демонстрацию Европой самостоятельности смотрите в статье Альянс подкрался незаметно.
Статья по теме: "С таким "другом" в Белом доме Европе и врагов не надо"
На заставке рисунок Риана Олбриша к статье в газете "de Volkskrant", Amsterdam