В СССР цель воспитания подрастающего поколения была ясна и понятна: формирование всесторонне развитого человека, обладающего обширными и глубокими знаниями, научным мировоззрением, владеющего необходимыми практическими умениями, знакомого с культурными достижениями цивилизации и сознательно соблюдающего правила общественного поведения, вытекающие из принципов коммунистической морали (гуманизм, честность, справедливость, «человек человеку друг, товарищ и брат», «кто не работает, тот не ест»), и, соответственно, нетерпимого к любым человеконенавистническим идеологиям и любым проявлениям эгоизма, паразитизма, стяжательства. В учебниках педагогики это выражалось в понятиях физического воспитания, нравственного воспитания, трудового воспитания, эстетического воспитания... говорилось о воспитании интернационализма («Пролетарии всех стран соединяйтесь!»), советского патриотизма (защита дела коммунизма). Всё воспитание строилось на основе коммунистической идеологии и так и называлось: коммунистическое воспитание.
С реставрацией капитализма изменилась и воспитательная концепция. Как чёрт из табакерки откуда-то появилось понятие «духовно-нравственного» воспитания (к нравственности прилепили духовность) и слово «духовность» стало главным («ключевым») в педагогических текстах о воспитании — от детского сада до высшей школы.
«Духовность в системе высшего образования является острой потребностью нашего общества», — заявил заместитель директора Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России Сергей Антонов. (Из сообщений СМИ)
Свято место пусто не бывает, и на смену понятным идеалам коммунистического воспитания, которые по своей сути являются общечеловеческими и научно глубоко обоснованы, пришёл новодел в лице непонятной «духовности». Стало противопоставляться бездуховное прошлое (советское, атеистическое, тоталитарное) сегодняшнему якобы духовному возрождению страны (подразумевается, что до Октябрьской революции Россия была высокодуховна, а потом произошёл обвал). После разрушения СССР построены тысячи новых православных храмов, мечетей. Высшие государственные лица выставляют свою «высокую духовность» на показ, стоя со свечками в храмах. Вещают телевизионные религиозные каналы и радиостанции, по одному государственному (то есть светскому) телеканалу по воскресеньям звучит «Слово пастыря», а по другому по субботам проповедует митрополит. Не осталось в стороне образование: в вузах открылись кафедры теологии, а в средней школе появился обязательный предмет для 4-5-классников «Основы религиозных культур и светской этики».
Ни в одном научном труде по педагогике не было никогда никакой духовности, но, как известно, правят нами не учёные. Чиновники, государственники очень полюбили это слово и употребляют к месту и не к месту («с торжественно-серьезной миной государственного мужа» — К. Маркс). К сожалению, некоторые подхалимы из научно-педагогического сообщества быстро перестроились и мгновенно состряпали труды по «духовно-нравственному» воспитанию на основе традиций, духовных скреп, патриотизма, национального самосознания (идентичности)... — подтверждая ту истину, что всегда найдутся в среде интеллигенции проститутки, готовые обслуживать правящий класс.
Вот несколько заголовков из сотен «научных» статей, которые наклепали горе-педагоги:
О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения. Хальзов В. И., Женатова Т. Л.
Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки. Лозовская Р. И.
Духовно-нравственная культура и проблема ее формирования у студентов. Павлов В. И.
Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов. Павлов В. И.
Духовно-нравственное воспитание как процесс культурной трансмиссии. Днепрова Т. П.
А вот это позорище — начальный кадр презентации с педсовета одной из средних школ по теме «Духовно-нравственное воспитание — приоритетное направление современного процесса образования»:
Хочется поставить двойки по педагогике этим учителям и выгнать из школы, а вместе с ними распустить и министерство образования.
В угоду новой буржуазной власти из помойки вытащен религиозный философ-фашист Иван Ильин.
«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, — ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах. Русский учитель [...] должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, Православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности». Иван Ильин. «Русский учитель»
По какому праву, на основании каких научных исследований вы решили, что духовность, нравственность надо воспитывать на религиозной основе?!
«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры». Д. Медведев. Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации, 2008 г.
Слово «наши» свидетельствует об отсутствии хоть сколько-нибудь научного подхода в формировании целей и задач государства (не бывает наших и не наших таблиц умножения). Обращение к «ценностям» и «устоям» — первый признак мракобесного сознания.
Вот цитата ещё одного мракобеса-демагога:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». В. Путин. Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации, 2007 г.
Есть несколько определений духовности. Самое распространённое — приравнивающее духовность и религиозность. Выражения «духовная литература», «духовная музыка» имеют вполне определённое общепринятое значение. Например, Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как нам на неё настроиться» — духовная литература, Сергей Рахманинов «Всенощное бдение» — духовная музыка.
Когда в государственных документах пишут: «духовно-нравственное воспитание», «духовность», — какую подразумевают духовность? По идее, в светском государстве и духовность, если использовать это слово, должна подразумеваться только светская, а не религиозная, но фактически мы видим, что именно религиозное понимание духовности господствует сегодня в общественном сознании, духовность отождествляется с религиозностью.
Светское, научное понятие духовности противопоставляет материальное (физическое) и идеальное (духовное). Этот смысл очевиден до банальности и поэтому никакого специального упоминания духовности и формулирования цели её воспитания в советской педагогике не было, и то, что относилось к формированию человека помимо его физического воспитания (формирование тела, поддержание здоровья: физкультура и спорт, здоровый образ жизни без табака, наркотиков и алкоголя), подразделялось на нравственное воспитание, эстетическое воспитание, умственное воспитание, в каждом из которых выделялось много подцелей (воспитание уважения к старшим, воспитание чувства коллективизма,... овладение знаниями, навыками анализа, синтеза, формирование логического мышления...).
Духовность — это то, что отличает человека от животных.
«Не плоть, а дух делает человека человеком». Людвиг Фейербах
Бездуховный или малодуховный человек живёт больше материальным, приземлённым, грубыми чувствами, исходящими из потребностей тела (сытно есть и сладко спать). Палитра его чувств бедна: радость от приобретения материальных благ и ублажения тела и огорчение от их отсутствия.
Духовно развитый человек — это, собственно, и есть Человек. Гамма его чувств шире и многообразнее — он богаче душой. Его стремления и цели выходят далеко за рамки удовлетворения простых потребностей организма. Это иногда кажется непонятным, неестественным, надприродным: слушать прелюдии Баха, отдавать последнюю рубаху, отказываться от выигрыша в миллион долларов, идти на смерть за идею… Некоторые это считают отклонением, ненормальностью (например, Зою Космодемьянскую отдельные господа назвали психически больной).
При таком мирском понимании духовности «Ромео и Джульетта» Шекспира и одноимённая увертюра-фантазия Чайковского — это духовная литература и духовная музыка. Изучение самых высших границ математики (которым наверняка не будет найдено никакого практического применения в ближайшие годы), человеческая жажда познания, заставляющая изучать сверхдалёкие астрономические объекты — это всё духовность.
С практической точки зрения эта деятельность не имеет сиюминутного смысла: ни сегодняшний человек, ни завтрашний не получат от неё видимой материальной пользы. Какая польза от слёз во время прослушивания симфонии Бетховена? Человек-разумный, ставший человеком-духовным, выглядит особым существом среди всех остальных животных. И это может казаться аномалией, казусом, а может — высшим предназначением, если не понимать естественные процессы, эволюционно сформировавшие современного человека, — откуда один шаг до религиозности. Мы определили духовность как качество человека быть развитым душою, тонко чувствовать — в противовес грубым плотским материальным чувствам голода, холода, потребности в сексе. Это то, что отличает человека от животных, — высшая духовная сфера. Религия, как мы видим, вовсе не является необходимой для понятия духовности. Опасность удариться в религию, то есть отойти от строго научного, рационального знания о мире, есть та причина, по которой слово «духовность» почти не употреблялось в советские времена. Сегодня же велика вероятность, что вам откажут в праве называться высокодуховным человеком, если вы не верующий.
Юрий Вяземский, профессор МГИМО, ведущий передачи «Умники и умницы»: «Атеист — это вообще, это животное, больной. Надо лечить».
Получаем, что для того, чтобы человек был духовным, он должен овладевать культурным и интеллектуальным богатством человечества, понимать его, чувствовать его, творчески к нему приобщаться. Отдельная, самостоятельная задача воспитания духовности — это абсурд. Тем более если писать духовность через чёрточку с нравственностью: «духовно-нравственное воспитание». Нравственность — часть духовности. С таким же успехом можно писать: духовно-эстетическое воспитание, духовно-умственное воспитание. Воспитание человека комплексно, повседневно, с рождения. Родился человек — началось его духовное воспитание (а не с 4-го класса).
Появление духовности в связке с нравственностью («духовно-нравственное») никак не объясняется теми, кто эту связку вдруг придумал и использует. Придётся объяснять нам.
Основу нравственности новоиспечённые теоретики, отказавшиеся от материалистического, марксистского подхода к объяснению мира, ищут не в самом мире, не в человеке. Истоки нравственности они располагают где-то над миром, в сфере духовного — Бог спустил с неба человеку заповеди, чтобы он их соблюдал. Духовность тут понимается в религиозном, не светском смысле. Мы видим здесь типичный идеализм как отход от материалистического, научного понимания природы. Что называется, приплыли: религиозное мракобесие в светском государстве, светской школе. Подтверждением служит уже упомянутый школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики», введённый в рамках осуществления «духовно-нравственного воспитания» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Само его название говорит, что он носит нравоучительный характер (для отказывающихся изучать этические нормы на религиозной основе введён 6-й модуль — основы светской этики). Хотя министерство образования утверждает, что курс носит исключительно культурологический характер, это не так: культурологичность здесь — форма, она абсолютно не важна (но это отдельный разговор, в следующий раз).
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что духовность, как особое отличие человека от животных, не спустилась из некоего духовного мира, лежащего вне нашего материального мира, а имеет (не может не иметь) животную основу. Американский эволюционный психолог Джеффри Миллер в книге «Мозг в поисках партнёра», развивая дарвиновскую теорию полового отбора, говорит, что такие, казалось бы, не имеющие отношения к увеличению способности к выживанию качества человека как разнообразные таланты: сочинение музыки, стихов, романов, пение, рисование, танцы, умение шутить, спорт и т. д. — всё что мы относим традиционно к духовности — всё это, как хвост павлина, служит для привлечения самок. Выделиться среди конкурентов — произвести больше потомков. Почему многие парни хотят научиться играть на гитаре? — Чтобы выделиться, привлечь внимание девушек. Доктор Сатоси Канадзава из Лондонской школы экономики изучил биографии 280 великих учёных мужчин. 65% сделали свои величайшие открытия до 35 лет. Большинство из них утратило тягу к творчеству после нескольких лет брака. То же относится к женщинам, конечно. Частота и интенсивность явлений творческого озарения, прихода откуда-то сверху стихов, музыки, идей прямо коррелирует с уровнем гормонов, меняющимся с возрастом. Почему-то Александра Пахмутова или Юрий Антонов не пишут больше таких песен, как писали в молодости —мастерство остаётся, а вдохновение пропадает. Так называемые духовные потребности человека (познавательные, эстетические...), имея основу в физиологических потребностях, как бы оторвались от материальной основы, стали самостоятельными, но это не должно вводить нас в заблуждение и заставлять приписывать духовным проявлениям человеческой жизни сверхъестественность.
В заключение скажу важную вещь, которую могут воспринять негативно: религия, вера в Бога, не только не есть какая-то необходимая часть духовности — она вообще не часть духовности и, более того, на мой взгляд, противоречит настоящей духовности, высокому званию Человека с большой буквы — с любопытством и бесстрашием смотрящего на мир, стремящегося познать его тайны, не тешащего себя сказками про посмертное существование на небесах, — а представляет собой извращение, дефект человеческого ума. Одно дело философски размышлять о началах мира, и совсем другое — некритически принимать сказки за готовую истину.
Альберт Тарасов