Друзья, сегодня у нас свами пойдет речь об одном из самых узнаваемых и уважаемых среди аудиофилов бренде – французском Focal. Мало того, у нас сегодня не просто еще одни колонки, а великолепные Sopra №3, выполненные в особом, «сломанном» корпусе, излучающем звук в трех плоскостях.
Подобную конструкцию можно увидеть в самых безумной, самой топовой линейке Focal – Utopia, но если «Гранд Утопии» исполинские, то эти просто большие. И, хотя здесь всё чуть более спокойно по виду, но в целом идеи «Утопии» читаются в них легко.
Sopra №3 – старшие колонки в линейке, где есть еще чуть меньшие напольники с №2 и полочники с индексом 1. Ну и, естественно, есть центральный канал и колонки окружающего звука, и сабвуфер для домашних кинотеатров.
И несмотря на давление старшей линейки, Sopra просто напичканы многими крутыми технологиями Focal, завернутыми в такую же крутую и крышесносную оболочку, но, в отличие от «Утопий» эти колонки обладают в разы меньшей ценой, хотя и она может многих из нас отправить в обморок.
Итак, это крупные, тяжелые (70 кг каждая) 3-полосные колонки с четырьмя динамиками и фазоинвертором, выведенным вниз. Странная форма этого толстостенного корпуса, кажется, олицетворяет отличную идею разделенных объемов. Только в то время, как «Утопии» действительно состоят из разных самостоятельных корпусов, раздельные объемы Sopra тайно сообщаются между собой через специальные каналы внутри средней клиновидной секции с твитером, увеличивая объем нижнего корпуса за счет задней части верхнего.
Самая крупная часть несет в себе два внушительных 21-сантиметровых вуфера, нагруженных на фазоинвертор, направленный вниз, прямо на основание из толстого каленого стекла.
Как вы можете заметить драйверы выглядят не совсем привычно – потому что их диффузоры сделаны по фирменной фокаловской технологии W (дубльвэ). Это еще одна прогрессивная сэндвич-технология, но в отличие от других производителей Focal не стали использовать материалы из арамидных волокон, таких как кевлар и карбон, а взяли два слоя тонкого и прочного стекловолокна, а между ними поместили вспененный материал Rohacell для демпфирования, чтобы исключить искажения.
Почему именно стекловолокно? Оказывается, что оно лучше подходит для диффузоров благодаря тончайшим волокнам – плетение гораздо более мелкое и молекулярная связь стекла и смолы гораздо прочнее, что в результате создает более однородную структуру этого конуса. Плюс стеклоткань лучше себя ведет в движении, она более легкая, более жесткая, и меньше изгибается. Это означает лучший контроль скорости передачи сигнала и отсутствие характерного для того же кевлара окраса на средних частотах.
И вот в Sopra таких аж три – кроме двух вуферов, в отдельном корпусе, нависающем сверху, установлен впечатляющий 165-милиметровый среднечастотный динамик с такими же композитными диффузорами, который они называют своим самым совершенным среднечастотным драйвером.
Кстати, в этих драйверах примечательны не только диффузоры, но и магнитная система. В арсенале Focal есть технология NIC (контур нейтральной индуктивности), представляющая из себя кольцо Фарадея, материалы и расположение которого были оптимизированы так, чтобы магнитное поле больше не зависело от положения звуковой катушки, силы или частоты проходящего через нее тока.
Действенность этой технологии легко измеряется, и они прямо на сайте выложили результаты измерений, демонстрирующие практически полную стабилизацию индуктивности вот в этом среднечастотном драйвере (красная линия – драйвер без NIC, синяя – с этой технологией).
Плюс в этом среднечастотнике особый фирменный запатентованный подвес с демпфером масс TMD, – это трубчатые кольца в подвесе, помогающие контролировать резонанс, резко уменьшая искажения и позволяя сохранять высочайшее разрешение на низах и в середине диапазона.
Теперь идеальный твитер, парни. Он занимает центральное положение, находясь в своем особом корпусе, который даже специально контрастно выделен. Идеальный он по той причине, что это диффузор из чистого бериллия. На его разработку французы потратили два года, и в итоге показали миру вот этот самый драйвер с инвертированным (т.е. вогнутым) бериллиевым куполом, охватывающем более пяти октав.
В Focal считают, что линейность отклика твитера зависит от трех разных параметров: легкости, жесткости и демпфирования и на сегодняшний день только один материал позволяет объединить эти характеристики на самом высоком уровне: бериллий. Если сравнить купола одинаковой массы, то бериллий окажется в семь раз более жестким, чем титан или алюминий. Но самое замечательное его свойство – потрясающее демпфирование. Как результат всего этого – звуковая волна распространяется в три раза быстрее, чем у титана, и в два с половиной раза быстрее, чем у алюминия. И он потрясающе легкий.
Такой твитер нельзя просто взять и поставить куда попало, именно поэтому мы видим вот эту необычную камеру с большим грилем, охватывающим большую часть задней поверхности этого тёмного корпуса. Дело в том, что этот сверхлегкий твитер нельзя поставить в полностью закрытый корпус, вы просто потеряете большую часть его преимуществ, если за диффузором будет создаваться давление, поэтому бериллиевому твитеру требуется, считай, открытый объем, чего допускать тоже нельзя.
Поэтому здесь французы разработали еще одну свою технологию – IHL (Infinite Horn Loading ), что переводится как «бесконечная акустическая нагрузка». Суть конструкции в том, что позади драйвера находится рупор хитрой формы, покрытый специальным демпфирующим материалом, постепенно поглощающим волны, направленные назад. У такой конструкции практически нулевое акустическое сопротивление и она никак не влияет на движение купола. Так что идеальный твитер – это не только драйвер, но и конструкция, окружающая его.
Разумеется, когда у вас оказывается всё это вместе, то не ждите, что колонки будут легкой добычей для вашего усилителя. При номинальном паспортном импедансе 8 Ом, специалисты Stereophile намеряли падение импеданса до 2,75 Ом на 96 Гц! Так что чтобы завести себе пару таких колонок, вам понадобятся не менее серьёзные усилители, как у меня здесь.
Кстати, никакого вам тут би-ампинга или би-вайринга – французы предоставляют только две клеммы, оставляя за собой право делить сигнал исключительно силами своих кроссоверов. Можете не сомневаться – кроссоверы здесь великолепные.
Что касается тракта – здесь колонки являются частью впечатляющего сетапа с усилителями Classe с двумя монументальными моноблоками Delta Mono , работающими в классе А до 35 Вт, а при больших мощностях переходит в класс А/В и имеет мощность 250Вт при 8 Омах, и 500 при 4-х. Стоит каждый их них 1,3 млн. рублей. Управляемыми предусилителем этой же серии Delta Pre, за миллион двести рэ!
В качестве цифрового источника используется CD/SACD проигрыватель Denon DCD -A 110, выпущенный специально к 110-летнему юбилею компании. А в качестве аналогового – отличная вертушка Dr. Feickert Analogue Woodpecker. Закоммутированно все кабелями InAkustik серии Air, в которых нет твердого диэлектрика.
Со всеми этими компонентами вы вправе рассчитывать на очень объемный, масштабный звук. Не даром Focal говорит, что Sopra №3 могут озвучивать помещение 80 кв. м. И вот в этом довольно просторном шоуруме с высокими потолками эти колонки чувствуют себя более, чем комфортно. И что мне очень понравилось в звуке этих колонок – тот характер, с которым звучит именно аналоговый тракт с вертушкой, но об этом чуть позже. А пока впечатления от «бездушной» цифры.
Я начал с дебютника Karen Elson, с его винтажным саундом, созданным на студии Джека Уайта Third Man Records. И с первых же нот погрузился в атмосферу студии. Ты совершенно не можешь сказать, что слушаешь цифру – все очень живо и самое главное – фактурно. Сочнейшая запись – особенно гитары, вокал – просто супер, а допотопный синтезатор как вкусно звучит, ммм!
Впечатления от всего этого невероятные – с одной стороны реализм вас захватывает, потому что ну просто образцовая панорама и локализация: каждый их шести участников четко определяется в пространстве и тебе абсолютно понятно, чем он занят.
Не смог отказать себе в удовольствии послушать альбом англичан Bloc Party – Intimacy, в котором умело замешаны традиционная английская рок-музыка и электроника. Этот громкий и шумный альбом в подаче стильных французов обретает какую-то дополнительную красоту: с одной стороны, все эти громыхания и нойз должны просто шуметь, но Sopra настолько техничны, что ты прямо слышишь, что вся эта «грязь» в звуке не более, чем пыль в глаза – они это всё тонко настраивали.
Благодаря таким умелым колонкам перед вами абсолютно чётко каждый звук разложен. Этот саунд в меру быстрый, чёткий, очень энергичный. Но, как мы знаем, четко на атомы разложить звук могут многие, но что отличает Sopra от многих аналитичных колонок – в их звуке остается душа. Они вообще не воспринимаются техничными мониторами, хотя если пытаться оценить этот звук разумом – тут потрясающая куча информации на вас вываливается. Но, повторюсь, – их звук мною воспринимается как эмоциональный, а не техничный.
И вот тут мы переходим к самому классному – как круто из этого всего звучит винил. Эти колонки просто обнажают перед вами всю суть кайфа от винила. Вот вам отличный альбом группы Fox, вышедший в 1975 году. Это такой софт-поп-рок, вдохновленный просветлением участников группы на Бали. Представляете, что там было в середине 70-х? Не представляете – послушайте эту пластинку, тем более что она очень приятно записана.
Ничего сложного с точки зрения аудиофильского восприятия, но это чистый, прозрачный и сочный звук, который совершенно вас не грузит. И вот здесь это расслабленное настроение очень хорошо чувствуется: воздуха в записи много не бывает и тут его ну просто с избытком. Причем, так как Sopra очень умело работают с пространством, вы получаете какой-то невероятно позитивный опыт – кажется, что музыканты прямо вас обнимают сейчас своими трелями, невероятно уютный звук!
И вот, как мне кажется, это как раз отличный пример того, как все эти современные технологии и должны работать – умение контролировать звук, и высокая детализация в итоге должны складываться в нечто эмоциональное, оживающее перед вами. Только тогда вы получаете вау-эффект и пускаете скупую мужскую слезу (если хотите).
Но на таких классных, больших и тяжелых колонках, конечно же хочется попробовать что-то монументальное, может быть даже пафосное, и я решил, что парсоновская «Пирамида» как нельзя лучше подойдет для этого, тем более что у меня просто безупречный экземпляр этой пластинки.
Слушайте, ну тут сразу, с первых нот Sopra размазывает вас в кресле всей этой драмой вступления, бьющей вас словно цунами и тут же растворяющейся в черноте, из которой плавно проявляется эфир синтезатора, незаметно переводящий вас к задумчивой What Goes Up, задающей всё настроение пластинки и вы больше не можете оторваться до самого конца пластинки.
Если взять себя в руки и пытаться разумом оценить то, что ты слышишь, то я бы сказал, что здесь очень вкусный, очень масштабный звук. Его насыщенный нижний регистр, создает впечатляющую основу, в которой ты непривычно много слышишь: очень подробно показаны фактуры, причем самое интересное слышно именно на второстепенных планах, в мелочах. Такие мелочи постоянно «подкачивают» твое желание слушать.
Думаю, что нет смысла говорить, о безупречном контроле всего диапазона, это само собой, но Sopra действительно великолепны в середине: у вас непременно живой вокал, окруженный всеми этими разнообразными расцветающими вокруг инструментами. Это довольно ярко и на всех этих вкусных звуках «Пирамиды» ты чувствуешь, что колонки постоянно норовят оттяпать кусочек твоего сердца, не меньше. Не каждый устоит перед таким, я не смог.
И вот, кстати, на этой записи вы очень хорошо слышите, насколько невероятен этот бериллиевый твитер – Pyramid просто изобилует вкуснотой всех сортов на верхах и вот тут она раскатывается, рассыпается, разливается прямо на вас, уничтожая в вас последние остатки взрослого человека.
В итоге что вам хочу сказать про Sopra №3. Это, безусловно одни из самых интересных высокотехнологичных колонок на сегодня: очень качественно и не без выдумки они сделаны, великолепные драйверы, впечатляющий вид, еще более впечатляющее, очень эмоциональное звучание. Да, тёмная сторона этого всего в том, что вам понадобятся серьёзные усилители и не менее серьёзная сумма, почти в два миллиона. Но тот, кто отважится потратить на них такие деньги – не пожалеет об этом ни дня.