Найти в Дзене
iamhear

Французский стиль и высокие бериллиевые технологии Focal Sopra №3

Друзья, сегодня у нас свами пойдет речь об одном из самых узнаваемых и уважаемых среди аудиофилов бренде – французском Focal. Мало того, у нас сегодня не просто еще одни колонки, а великолепные Sopra №3, выполненные в особом, «сломанном» корпусе, излучающем звук в трех плоскостях.

Подобную конструкцию можно увидеть в самых безумной, самой топовой линейке Focal – Utopia, но если «Гранд Утопии» исполинские, то эти просто большие. И, хотя здесь всё чуть более спокойно по виду, но в целом идеи «Утопии» читаются в них легко.

Sopra №3 – старшие колонки в линейке, где есть еще чуть меньшие напольники с №2 и полочники с индексом 1. Ну и, естественно, есть центральный канал и колонки окружающего звука, и сабвуфер для домашних кинотеатров.

И несмотря на давление старшей линейки, Sopra просто напичканы многими крутыми технологиями Focal, завернутыми в такую же крутую и крышесносную оболочку, но, в отличие от «Утопий» эти колонки обладают в разы меньшей ценой, хотя и она может многих из нас отправить в обморок.

-2

Итак, это крупные, тяжелые (70 кг каждая) 3-полосные колонки с четырьмя динамиками и фазоинвертором, выведенным вниз. Странная форма этого толстостенного корпуса, кажется, олицетворяет отличную идею разделенных объемов. Только в то время, как «Утопии» действительно состоят из разных самостоятельных корпусов, раздельные объемы Sopra тайно сообщаются между собой через специальные каналы внутри средней клиновидной секции с твитером, увеличивая объем нижнего корпуса за счет задней части верхнего.

Самая крупная часть несет в себе два внушительных 21-сантиметровых вуфера, нагруженных на фазоинвертор, направленный вниз, прямо на основание из толстого каленого стекла.

-3

Как вы можете заметить драйверы выглядят не совсем привычно – потому что их диффузоры сделаны по фирменной фокаловской технологии W (дубльвэ). Это еще одна прогрессивная сэндвич-технология, но в отличие от других производителей Focal не стали использовать материалы из арамидных волокон, таких как кевлар и карбон, а взяли два слоя тонкого и прочного стекловолокна, а между ними поместили вспененный материал Rohacell для демпфирования, чтобы исключить искажения.

Почему именно стекловолокно? Оказывается, что оно лучше подходит для диффузоров благодаря тончайшим волокнам – плетение гораздо более мелкое и молекулярная связь стекла и смолы гораздо прочнее, что в результате создает более однородную структуру этого конуса. Плюс стеклоткань лучше себя ведет в движении, она более легкая, более жесткая, и меньше изгибается. Это означает лучший контроль скорости передачи сигнала и отсутствие характерного для того же кевлара окраса на средних частотах.

-4

И вот в Sopra таких аж три – кроме двух вуферов, в отдельном корпусе, нависающем сверху, установлен впечатляющий 165-милиметровый среднечастотный динамик с такими же композитными диффузорами, который они называют своим самым совершенным среднечастотным драйвером.

Кстати, в этих драйверах примечательны не только диффузоры, но и магнитная система. В арсенале Focal есть технология NIC (контур нейтральной индуктивности), представляющая из себя кольцо Фарадея, материалы и расположение которого были оптимизированы так, чтобы магнитное поле больше не зависело от положения звуковой катушки, силы или частоты проходящего через нее тока.

-5

Действенность этой технологии легко измеряется, и они прямо на сайте выложили результаты измерений, демонстрирующие практически полную стабилизацию индуктивности вот в этом среднечастотном драйвере (красная линия – драйвер без NIC, синяя – с этой технологией).

-6

Плюс в этом среднечастотнике особый фирменный запатентованный подвес с демпфером масс TMD, – это трубчатые кольца в подвесе, помогающие контролировать резонанс, резко уменьшая искажения и позволяя сохранять высочайшее разрешение на низах и в середине диапазона.

-7

Теперь идеальный твитер, парни. Он занимает центральное положение, находясь в своем особом корпусе, который даже специально контрастно выделен. Идеальный он по той причине, что это диффузор из чистого бериллия. На его разработку французы потратили два года, и в итоге показали миру вот этот самый драйвер с инвертированным (т.е. вогнутым) бериллиевым куполом, охватывающем более пяти октав.

В Focal считают, что линейность отклика твитера зависит от трех разных параметров: легкости, жесткости и демпфирования и на сегодняшний день только один материал позволяет объединить эти характеристики на самом высоком уровне: бериллий. Если сравнить купола одинаковой массы, то бериллий окажется в семь раз более жестким, чем титан или алюминий. Но самое замечательное его свойство – потрясающее демпфирование. Как результат всего этого – звуковая волна распространяется в три раза быстрее, чем у титана, и в два с половиной раза быстрее, чем у алюминия. И он потрясающе легкий.

-8

Такой твитер нельзя просто взять и поставить куда попало, именно поэтому мы видим вот эту необычную камеру с большим грилем, охватывающим большую часть задней поверхности этого тёмного корпуса. Дело в том, что этот сверхлегкий твитер нельзя поставить в полностью закрытый корпус, вы просто потеряете большую часть его преимуществ, если за диффузором будет создаваться давление, поэтому бериллиевому твитеру требуется, считай, открытый объем, чего допускать тоже нельзя.

-9

Поэтому здесь французы разработали еще одну свою технологию – IHL (Infinite Horn Loading ), что переводится как «бесконечная акустическая нагрузка». Суть конструкции в том, что позади драйвера находится рупор хитрой формы, покрытый специальным демпфирующим материалом, постепенно поглощающим волны, направленные назад. У такой конструкции практически нулевое акустическое сопротивление и она никак не влияет на движение купола. Так что идеальный твитер – это не только драйвер, но и конструкция, окружающая его.

-10

Разумеется, когда у вас оказывается всё это вместе, то не ждите, что колонки будут легкой добычей для вашего усилителя. При номинальном паспортном импедансе 8 Ом, специалисты Stereophile намеряли падение импеданса до 2,75 Ом на 96 Гц! Так что чтобы завести себе пару таких колонок, вам понадобятся не менее серьёзные усилители, как у меня здесь.

Кстати, никакого вам тут би-ампинга или би-вайринга – французы предоставляют только две клеммы, оставляя за собой право делить сигнал исключительно силами своих кроссоверов. Можете не сомневаться – кроссоверы здесь великолепные.

-11

Что касается тракта – здесь колонки являются частью впечатляющего сетапа с усилителями Classe с двумя монументальными моноблоками Delta Mono , работающими в классе А до 35 Вт, а при больших мощностях переходит в класс А/В и имеет мощность 250Вт при 8 Омах, и 500 при 4-х. Стоит каждый их них 1,3 млн. рублей. Управляемыми предусилителем этой же серии Delta Pre, за миллион двести рэ!

-12

В качестве цифрового источника используется CD/SACD проигрыватель Denon DCD -A 110, выпущенный специально к 110-летнему юбилею компании. А в качестве аналогового – отличная вертушка Dr. Feickert Analogue Woodpecker. Закоммутированно все кабелями InAkustik серии Air, в которых нет твердого диэлектрика.

-13

Со всеми этими компонентами вы вправе рассчитывать на очень объемный, масштабный звук. Не даром Focal говорит, что Sopra №3 могут озвучивать помещение 80 кв. м. И вот в этом довольно просторном шоуруме с высокими потолками эти колонки чувствуют себя более, чем комфортно. И что мне очень понравилось в звуке этих колонок – тот характер, с которым звучит именно аналоговый тракт с вертушкой, но об этом чуть позже. А пока впечатления от «бездушной» цифры.

-14

Я начал с дебютника Karen Elson, с его винтажным саундом, созданным на студии Джека Уайта Third Man Records. И с первых же нот погрузился в атмосферу студии. Ты совершенно не можешь сказать, что слушаешь цифру – все очень живо и самое главное – фактурно. Сочнейшая запись – особенно гитары, вокал – просто супер, а допотопный синтезатор как вкусно звучит, ммм!

Впечатления от всего этого невероятные – с одной стороны реализм вас захватывает, потому что ну просто образцовая панорама и локализация: каждый их шести участников четко определяется в пространстве и тебе абсолютно понятно, чем он занят.

-15

Не смог отказать себе в удовольствии послушать альбом англичан Bloc Party – Intimacy, в котором умело замешаны традиционная английская рок-музыка и электроника. Этот громкий и шумный альбом в подаче стильных французов обретает какую-то дополнительную красоту: с одной стороны, все эти громыхания и нойз должны просто шуметь, но Sopra настолько техничны, что ты прямо слышишь, что вся эта «грязь» в звуке не более, чем пыль в глаза – они это всё тонко настраивали.

-16

Благодаря таким умелым колонкам перед вами абсолютно чётко каждый звук разложен. Этот саунд в меру быстрый, чёткий, очень энергичный. Но, как мы знаем, четко на атомы разложить звук могут многие, но что отличает Sopra от многих аналитичных колонок – в их звуке остается душа. Они вообще не воспринимаются техничными мониторами, хотя если пытаться оценить этот звук разумом – тут потрясающая куча информации на вас вываливается. Но, повторюсь, – их звук мною воспринимается как эмоциональный, а не техничный.

-17

И вот тут мы переходим к самому классному – как круто из этого всего звучит винил. Эти колонки просто обнажают перед вами всю суть кайфа от винила. Вот вам отличный альбом группы Fox, вышедший в 1975 году. Это такой софт-поп-рок, вдохновленный просветлением участников группы на Бали. Представляете, что там было в середине 70-х? Не представляете – послушайте эту пластинку, тем более что она очень приятно записана.

Ничего сложного с точки зрения аудиофильского восприятия, но это чистый, прозрачный и сочный звук, который совершенно вас не грузит. И вот здесь это расслабленное настроение очень хорошо чувствуется: воздуха в записи много не бывает и тут его ну просто с избытком. Причем, так как Sopra очень умело работают с пространством, вы получаете какой-то невероятно позитивный опыт – кажется, что музыканты прямо вас обнимают сейчас своими трелями, невероятно уютный звук!

-18

И вот, как мне кажется, это как раз отличный пример того, как все эти современные технологии и должны работать – умение контролировать звук, и высокая детализация в итоге должны складываться в нечто эмоциональное, оживающее перед вами. Только тогда вы получаете вау-эффект и пускаете скупую мужскую слезу (если хотите).

Но на таких классных, больших и тяжелых колонках, конечно же хочется попробовать что-то монументальное, может быть даже пафосное, и я решил, что парсоновская «Пирамида» как нельзя лучше подойдет для этого, тем более что у меня просто безупречный экземпляр этой пластинки.

-19

Слушайте, ну тут сразу, с первых нот Sopra размазывает вас в кресле всей этой драмой вступления, бьющей вас словно цунами и тут же растворяющейся в черноте, из которой плавно проявляется эфир синтезатора, незаметно переводящий вас к задумчивой What Goes Up, задающей всё настроение пластинки и вы больше не можете оторваться до самого конца пластинки.

Если взять себя в руки и пытаться разумом оценить то, что ты слышишь, то я бы сказал, что здесь очень вкусный, очень масштабный звук. Его насыщенный нижний регистр, создает впечатляющую основу, в которой ты непривычно много слышишь: очень подробно показаны фактуры, причем самое интересное слышно именно на второстепенных планах, в мелочах. Такие мелочи постоянно «подкачивают» твое желание слушать.

-20

Думаю, что нет смысла говорить, о безупречном контроле всего диапазона, это само собой, но Sopra действительно великолепны в середине: у вас непременно живой вокал, окруженный всеми этими разнообразными расцветающими вокруг инструментами. Это довольно ярко и на всех этих вкусных звуках «Пирамиды» ты чувствуешь, что колонки постоянно норовят оттяпать кусочек твоего сердца, не меньше. Не каждый устоит перед таким, я не смог.

И вот, кстати, на этой записи вы очень хорошо слышите, насколько невероятен этот бериллиевый твитер – Pyramid просто изобилует вкуснотой всех сортов на верхах и вот тут она раскатывается, рассыпается, разливается прямо на вас, уничтожая в вас последние остатки взрослого человека.

-21

В итоге что вам хочу сказать про Sopra №3. Это, безусловно одни из самых интересных высокотехнологичных колонок на сегодня: очень качественно и не без выдумки они сделаны, великолепные драйверы, впечатляющий вид, еще более впечатляющее, очень эмоциональное звучание. Да, тёмная сторона этого всего в том, что вам понадобятся серьёзные усилители и не менее серьёзная сумма, почти в два миллиона. Но тот, кто отважится потратить на них такие деньги – не пожалеет об этом ни дня.

-22