Найти в Дзене
Записки на холстах

Человек экспромтов

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину…
К. Симонов

Считается, что эти строки К. Симонов посвятил художнику-баталисту Василию Васильевичу Верещагину (1842 — 1904).

Сам себя В. Верещагин называл человеком экспромтов. Мне же кажется, он был человеком парадоксов.

В. Верещагин родился в Череповце в многодетной семье уездного предводителя дворянства. Учился в Петербургском морском кадетском корпусе, одновременно посещал уроки в Рисовальной школе.

Окончив корпус, а учился В. Верещагин великолепно, скрыв, что страдает от морской болезни, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Отец, который был сам отставным военным, мечтал видеть его офицером и отказался дальше материально помогать. А В. Верещагин через три года оставил и Академию, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе». По ряду свидетельств, с отцом он больше не общался.

Он был неприхотлив, силен, подрабатывал уроками, брался за любую работу.

Для начала путешествий, без которых В. Верещагин не мыслил жизни, очень помогло наследство, доставшееся от дяди. Отправился в Париж, где вернулся-таки к занятиям живописью - занимался в Академии изящных искусств, в мастерской Ж.Л.Жерома, но тоже недолго, т.к. его не устраивало образование, базировавшееся на копировании великих классиков и создании античных сюжетов.

В начале апреля 1868 года эмир Сеид Музаффар провозгласил Священную войну против России. И В. Верещагин решил отправиться на Туркестанский фронт, где даже принял участие в боевых действиях: неделю небольшой гарнизон оборонял Самарканд от десятков тысяч вооруженных врагов, которые отступили после контрнаступления, в которое повел солдат прапорщик В. Верещагин.

За участие в обороне Самаркандской крепости (2-8 июня 1868 года) награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Это единственная награда, которую он принял.

«Смертельно раненный». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Смертельно раненный». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

В. Верещагина потрясло то, что он увидел на войне, и он решил «дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны», хотя в большинстве его картин нет батальных сцен, чаще он писал «психологическую сторону» войны, по выражению И.С.Тургенева.

В. Верещагин посвятил Туркестану и Туркестанским событиям серию картин, которые и по жанрам очень разные. Среди них: «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде», «Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан», а также такие шедевры как «Смертельно раненный», «Апофеоз войны» («Торжество Тамерлана») (1871 ) и многие другие.

«Апофеоз войны». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Апофеоз войны». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Картина написана задолго до «Герники» Пикассо (1937). Впечатление производит сильное, без всяких объяснений. В 1873 году этот цикл с большим успехом был показан в Лондоне, затем в России (Петербурге и Москве), где был встречен очень неоднозначно. Художника обвиняли в фальсификации событий, называли дилетантом. И хотя серия была куплена Третьяковым, расстроенный художник даже сжег некоторые работы и опять уволился с военной службы.

Тем не менее В. Верещагин принимал участие во всех военных действиях, которые в то время вела русская армия. При этом был убежденным пацифистом. А в 1901 году он даже был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. Однако не случилось: как это во все времена водится, чтобы убрать претендента, пустили слух, что он русский шпион. Хотя… =)

Во время русско-турецкой войны был тяжело ранен, не долечившись, вернулся в действующую армию, участвовал в атаках и тяжелейшем штурме Плевны, где погиб один его брат и был тяжело ранен другой.

За работы, так называемой, Балканской серии, на которых запечатлен масштаб тяжелейших военных событий, и, в первую очередь, за полотно «Побежденные. Панихида», художника подвергли жесткой критике, обвиняли в клевете, угрожали лишить звания георгиевского кавалера и отправить в ссылку.

«Побежденные. Панихида». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Побежденные. Панихида». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

А он в очередной раз отправился в путешествие. Теперь в Палестину.

Но и картины Палестинской серии вызвали массу возмущений. За, якобы, еретическую, неканоническую трактовку образов Святого семейства и высказывания художника Папа Римский Лев XIII его проклял. В.Верещагину угрожали и физической расправой, а картины облили серной кислотой.

В России вообще запретили показ Палестинской серии.

Однако все эти события послужили хорошей рекламой для выставок работ художника, которые проходили во многих городах Европы и имели грандиозный успех в Америке, где и «осел» ряд его картин.

В. Верещагин объездил множество стран, во многих жил подолгу — страны Европы, Америка, Куба, Индия, Япония, Филиппины, впечатления выливались в серии картин, очень правдивых и точных в деталях.

Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники, а критики обзывали его фотографом. Современники, особенно высокопоставленные чиновники, называли В. Верещагина ужасным, кровавым, жестоким и даже антипатриотичным.

Художник хотел, чтобы его серии целиком оставались в России, но не всегда это получалось.

В. Верещагин много путешествовал и по России. В конце 80х годов начал писать серию картин, посвященных Отечественной войне 1812 года - «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», «Ночной привал великой армии» и многие другие. Выставки этой серии картин с успехом прошли в Петербурге и Москве, но работы тогда куплены не были.

«Ночной привал великой армии». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Ночной привал великой армии». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Наверное, ни у одного другого русского художника не было такого количества персональных выставок, особенно за рубежом — Лондоне, Париже, Берлине и многих других городах Германии, Брюсселе, Будапеште, Вене, Праге, Бреславле, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Ливерпуле, Чикаго, Филадельфии, Бостоне, Сан-Луисе и других городах США.

В 1874 году Верещагин публично отказался от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

В последние годы жизни художник испытывал чувство ненужности, невостребованности своего реалистического искусства, он не мог не заметить, что появились новые яркие направления живописи, которые привлекают больше внимания. Кроме того, видимо, в силу характера и образа жизни, он не имел учеников и последователей.

Однако активности он не утратил, продолжал работать и путешествовать. Так, в 1903 году он посещает Японию, от которой у него остаются восторженные впечатления и зарисовки, не обычные для него по настроению и даже манере работы.

«Прогулка в лодке». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Прогулка в лодке». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

А в 1904 году после объявления русско-японской войны, 62 летний художник вновь отправляется на фронт. Благодаря знакомству с адмиралом С.О Макаровым он оказался на флагманском броненосце «Петропавловск» и погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года, когда броненосец натолкнулся на японскую мину у Порт-Артура. Адмирал Макаров, художник В.Верещагин, а также 30 офицеров и 652 матросов погибли.

Всю жизнь В. Верещагин жил не по правилам — не обращал внимание на авторитеты и общепризнанные нормы. Был волевым, энергичным, импульсивным, резким, независимым, высокомерным, даже грубым — разным. Избегал «писания и говорения с важными людьми», не писал по заказам, не примыкал ни к каким движениям; был атеистом, верил только в собственный опыт, полагал, что искусство должно сообщать точное знание о мире: писать нужно только то, что видел и пережил сам, но при этом в его работах явно прослеживается тенденция к обобщению.

С одной стороны, имел и высказывал очень передовые и зрелые суждения, с другой стороны, в нем жила вера в действенность нравственной проповеди средствами искусства.

Он один из первых среди художников показывал картины с музыкальным сопровождением, оригинальность и грандиозность его замыслов впечатляет. Так, он воспринимал Землю — как общий дом человечества, народы — как сообщество. Мир только сейчас задумался об этом...