Dispo — это новое приложение-соцсеть, работающее по принципу одноразовой физической фотокамеры. В нем нельзя ни отредактировать фото, ни посмотреть его перед публикацией. Загрузить фото из галереи телефона тоже нельзя — фотографировать можно только через приложение Dispo. А у камеры в приложении крошечный видоискатель и только базовые функции: зум, вспышка и переключение на фронталку. Как ни странно, именно эти не самый тривиальные фишки выгодно отличают Dispo от того же «Инстаграма» и «Фейсбука»: вы просто делитесь фотографией и забываете о ней, а на следующий день она появляется в ленте.
По правде говоря, и ленты как таковой в приложении тоже нет, есть rolls («плёнки») — что-то вроде классических фотоальбомов, но разбитых на темы. Rolls может создавать любой пользователь и делать их приватными или публичными. Добавить фото в «плёнку» (приватную или публичную, неважно) можно двумя способами: сделать фото, и на следующий день в 9 утра оно автоматически появится в альбоме или же сделать фото, подождать до 9 утра, пока фото «проявится» сначала в вашей библиотеке и после этого уже публиковать его в нужный альбом — редактировать их при этом по-прежнему нельзя, но можно просмотреть, что же вы там сфотографировали.
Концепт с «проявкой» фото в течение суток устраняет необходимость делать кучу снимков в поисках лучшего ракурса или света — ни обрезать, ни применить фильтр, ни добавить текст всё равно нельзя, фото опубликуется «как есть». Правда, приложение всё-таки автоматически добавляет фотографиям контрастность в стиле пленочных камер.
Пользователи создают альбомы на разные темы и приглашают туда людей. Без приглашения добавлять фото в чужой альбом нельзя. Поэтому чем больше ты подписываешься на людей, тем больше тебя приглашают в «плёнки», по крайней мере, сейчас это работает именно так. В приложении нет постов, лента состоит именно из «плёнок». Но, даже будучи подписанным на сотни человек, можно вообще не видеть никаких фото, если вас не добавили в «плёнки».
Из базовых черт соцсети у Dispo есть только фото профиля, био в профиле и число подписчиков (при этом число подписок не указывается). А ещё есть загадочный эмодзи огня, предназначение которого никто пока не знает.
Многие уже полюбили приложение за отсутствие бесконечной алгоритмической ленты, постов, стримов, рекомендаций и всего остального, от чего все так устали в соцсетях. Dispo сравнивают с «Инстаграмом» образца 2012 года. Пока в приложении нет рекламы, поэтому у юзеров сейчас, вероятно, самые «беззаботные» дни: ламповый контент, не требующий «полировки» и появляющийся стабильно раз в сутки без необходимости постоянно обновлять ленту. Dispo — это Tumblr для «зумеров», которые заново открыли эстетику плёночных фотографий.
Фильтры «Инстаграма» сделали всех красивыми, а фильтры тиктока — уродами. Если «Инстаграм» делал плохие фото хорошими, то Dispo намеренно делает хорошие фото хуже
Директор венчурной фирмы Index Ventures Рекс Вудбери
Идея Dispo принадлежит 24-летнему ютуберу Дэвиду Добрику и навеяна отвязными дружескими вечеринками и фильмом «Мальчишник в Вегасе»:
Когда я ходил с друзьями на вечеринки, у них по всему дому были разбросаны одноразовые камеры, и они фотографировали людей всю ночь напролёт. Утром они собирали камеры, смотрели отснятый материал и такие: «А что вообще было прошлой ночью?»
Дэвид Добрик для The New York Times
Летом 2019 года Дэвид стал публиковать проявленные фото с таких вечеринок на отдельной странице «Инстаграма», а потом решил создать для этого приложение.
Ты не смотрел на картинку, не проверял освещение. Ты просто жил моментами, а утром переживал их заново
Дэвид Добрик для The New York Times
В конце 2019 года Добрик сделал простое приложение David’s Disposable, где пользователи могли только делать снимки, которые «проявлялись» за ночь. В октябре 2020 Dispo привлёк первые деньги от инвесторов: $4 млн дал фонд сооснователя Reddit Алексиса Оганяна, а в феврале этого года — ещё $20 млн от других фондов. При этом сервис, где работает восемь человек, уже оценили в $200 млн.