Детский музыкальный театр имени Наталии Сац в преддверии Дня защитника отечества представил свою новую работу на военную тематику.
В текущем репертуаре Театра Сац это уже не первая работа, посвященная патриотической теме. Здесь идут опера Александра Флярковского «Сын полка» по повести Валентина Катаева, хореографический спектакль «Письма с фронта» на музыку Валерия Гаврилина и театрализованный концерт из песен военных лет «Память сердца».
На этот раз обратились к творчеству Тихона Хренникова – многолетнего рулевого советских композиторов. С Натальей Ильиничной Тихона Николаевича связывала многолетняя дружба, начавшаяся еще в 1933-м, когда они вместе делали спектакль для еще отнюдь не музыкального театра.
В 1960-е именно Хренников поддержал Сац с идеей создания уже музыкального театра для детей и написал для вновь созданного уникального организма оперу «Мальчик-векликан», мюзикл «Чудеса, да и только!» и балет «Капитанская дочка».
Но в этот раз создатели спектакля взяли другую, нетеатральную музыку композитора, создав уникальный спектакль на малой сцене, определив его жанр так – героическая музыкальная комедия. Виктор Рябов написал либретто пьесы по мотивам киносценария Виктора Гусева, по которому в 1943-44 годах Иваном Пырьевым был снят знаменитый пророческий фильм «В 6 часов вечера после войны».
Музыка Хренникова к этому фильму стала основой новой музкомедии, но не только она – использованы также песни из других кинокартин («Свинарка и пастух», «Поезд идет на восток»), фрагменты оперы «В бурю», а также песни композитора военных лет.
Название нового спектакля совпадает с названием знаменитой кинокартины, в целом и фабула сохранена, однако он не является театральной адаптацией фильма к сцене. Режиссер Валерий Меркулов придумал оригинальный ход – на киностудии, причем современной, нынешней, российской, снимается фильм не то по сценарию Климова, не то «фильм о фильме» – как сейчас весьма модно на нашем телевидении – о том, как создавалась киноэпопея Пырьева.
Режиссер (Максим Усачев), ассистент (Юлия Квашинская) и сценарист (Антон Варенцов) то заняты кинопроизводством, то обращаются к публике и рассказывают об эпохе, о военном лихолетье, об истории создания фильма. Вроде бы ничего нового – идея «театра в театре» используется нередко, но в данном случае это «двоемирье» весьма органично, оно создает дополнительный контакт с публикой, устанавливает своего рода доверительную интонационную настройку между сценой и залом.
А на сцене воссоздается с любовью, с искренним преклонением перед подвигом военных лет, великая эпоха – с ее незатейливым бытом, простыми, но настоящими чувствами, с устремлением и верой в светлое будущее. И это восхищение и эта искренность передается и замечательной игрой поющих актеров – солистов оперной труппы театра, которые вживаются в образы простых советских людей очень органично, естественно, и их красивыми голосами, но самое главное – светлой музыкой Хренникова, такой выразительной и понятной, узнаваемой, несмотря на пролетевшие десятилетия и смену, страшно сказать, всего – эпох, поколений, страны, социально-экономической формации.
Что-то очень подлинное есть в этой музыке, в этих песнях, глубоко гуманистическое, человеческое в высшем понимании, что не дает ей устаревать и быть годной к употреблению только по случаю 23 февраля или Дня Победы.
Смена эпох, конечно, не могла не отложить свой отпечаток. Подобно тому, как смотря современные российские фильмы про советскую эпоху, мы нет-нет, да замечаем нестыковки и несуразности, также и в спектакле Меркулова есть моменты, вызывающие сомнения. Зачем, например, брать «Марш артиллеристов», если мы стесняемся имени вождя и предпочитаем залакированный вариант брежневских времен? Или случайно ли воины в артиллерийском расчете оказываются сплошь выходцами с территории РСФСР – а как же всесоюзная дружба народов, которой во многом и обязана наша победа в войне?
Русская тема, кстати, вообще незаметно подменяет в спектакле советский дискурс, вымывая идеологическое звучание и заменяя его национальным. Впрочем, подобное можно сегодня наблюдать в России повсеместно, и этот спектакль – не исключение.
Но если сильно не придираться к деталям, то, безусловно, создателям спектакля удалось воспроизвести удивительную атмосферу тех лет. В центре повествовании – лирический квартет героев в исполнении Веры Азиковой (Варя), Маргариты Кондрахиной (Феня), Дениса Болдова (Василий) и Константина Ивина (Павел), радующих искренностью интонации и прекрасным вокальным исполнением песен: от настоящих голосов эта, казалось бы, простая и незатейливая музыка только выигрывает.
Из второстепенных персонажей запомнилось энергичное пение Сергея Петрищева (названного в программке «Северянином», то есть выходцем из сибирского Ачинска – не путать со знаменитым поэтом!) и величественный и теплый голос Алексея Красовского (Боец с баяном), проникнутое высокой лирикой и тонкими красками исполнение Татьяны Ханенко (Музработник детсада), самостоятельно аккомпанирующей себе на рояле.
Со вкусом и чувством меры решены ансамблевые сцены, столь важные для передачи сути коллективистской психологии того общества: нигде не чувствуется фальшь или некая натянутость, искусственность, что уже не мало. Ведь вжиться в чувства людей той эпохи, верно их донести до зрителя, нам, сегодняшним, ох, как не просто!
Режиссеру и артистам Театра Сац это удалось – ощущалась живая связь времен, струна, которая тянется от души к душе, из поколения в поколение. Нехитрая сценография Натальи Чабаненко и ее же очень точные костюмы дополнили впечатление, усиливая эффект достоверности.
Спектакль идет под минус (качественно записанный оркестром театра под управлением музрука постановки Ярослава Ткаленко), и надо отдать должное синхронности, отрепетированности процесса – швов в стыковке живого пения и фонограммы публика совершенно не ощущает, несмотря на предельно близкий контакт с артистами в условиях малой сцены.
25 февраля 2021 г., "Новости классической музыки"