Найти тему
Александр Матусевич

Этих дней не смолкнет слава

 Сцена из спектакля “В шесть часов вечера после войны”
Сцена из спектакля “В шесть часов вечера после войны”

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац в преддверии Дня защитника отечества представил свою новую работу на военную тематику.

В текущем репертуаре Театра Сац это уже не первая работа, посвященная патриотической теме. Здесь идут опера Александра Флярковского «Сын полка» по повести Валентина Катаева, хореографический спектакль «Письма с фронта» на музыку Валерия Гаврилина и театрализованный концерт из песен военных лет «Память сердца».

На этот раз обратились к творчеству Тихона Хренникова – многолетнего рулевого советских композиторов. С Натальей Ильиничной Тихона Николаевича связывала многолетняя дружба, начавшаяся еще в 1933-м, когда они вместе делали спектакль для еще отнюдь не музыкального театра.

В 1960-е именно Хренников поддержал Сац с идеей создания уже музыкального театра для детей и написал для вновь созданного уникального организма оперу «Мальчик-векликан», мюзикл «Чудеса, да и только!» и балет «Капитанская дочка».

Но в этот раз создатели спектакля взяли другую, нетеатральную музыку композитора, создав уникальный спектакль на малой сцене, определив его жанр так – героическая музыкальная комедия. Виктор Рябов написал либретто пьесы по мотивам киносценария Виктора Гусева, по которому в 1943-44 годах Иваном Пырьевым был снят знаменитый пророческий фильм «В 6 часов вечера после войны».

Музыка Хренникова к этому фильму стала основой новой музкомедии, но не только она – использованы также песни из других кинокартин («Свинарка и пастух», «Поезд идет на восток»), фрагменты оперы «В бурю», а также песни композитора военных лет.

Название нового спектакля совпадает с названием знаменитой кинокартины, в целом и фабула сохранена, однако он не является театральной адаптацией фильма к сцене. Режиссер Валерий Меркулов придумал оригинальный ход – на киностудии, причем современной, нынешней, российской, снимается фильм не то по сценарию Климова, не то «фильм о фильме» – как сейчас весьма модно на нашем телевидении – о том, как создавалась киноэпопея Пырьева.

Режиссер (Максим Усачев), ассистент (Юлия Квашинская) и сценарист (Антон Варенцов) то заняты кинопроизводством, то обращаются к публике и рассказывают об эпохе, о военном лихолетье, об истории создания фильма. Вроде бы ничего нового – идея «театра в театре» используется нередко, но в данном случае это «двоемирье» весьма органично, оно создает дополнительный контакт с публикой, устанавливает своего рода доверительную интонационную настройку между сценой и залом.

А на сцене воссоздается с любовью, с искренним преклонением перед подвигом военных лет, великая эпоха – с ее незатейливым бытом, простыми, но настоящими чувствами, с устремлением и верой в светлое будущее. И это восхищение и эта искренность передается и замечательной игрой поющих актеров – солистов оперной труппы театра, которые вживаются в образы простых советских людей очень органично, естественно, и их красивыми голосами, но самое главное – светлой музыкой Хренникова, такой выразительной и понятной, узнаваемой, несмотря на пролетевшие десятилетия и смену, страшно сказать, всего – эпох, поколений, страны, социально-экономической формации.

Что-то очень подлинное есть в этой музыке, в этих песнях, глубоко гуманистическое, человеческое в высшем понимании, что не дает ей устаревать и быть годной к употреблению только по случаю 23 февраля или Дня Победы.

 Сцена из спектакля “В шесть часов вечера после войны”
Сцена из спектакля “В шесть часов вечера после войны”

Смена эпох, конечно, не могла не отложить свой отпечаток. Подобно тому, как смотря современные российские фильмы про советскую эпоху, мы нет-нет, да замечаем нестыковки и несуразности, также и в спектакле Меркулова есть моменты, вызывающие сомнения. Зачем, например, брать «Марш артиллеристов», если мы стесняемся имени вождя и предпочитаем залакированный вариант брежневских времен? Или случайно ли воины в артиллерийском расчете оказываются сплошь выходцами с территории РСФСР – а как же всесоюзная дружба народов, которой во многом и обязана наша победа в войне?

Русская тема, кстати, вообще незаметно подменяет в спектакле советский дискурс, вымывая идеологическое звучание и заменяя его национальным. Впрочем, подобное можно сегодня наблюдать в России повсеместно, и этот спектакль – не исключение.

Но если сильно не придираться к деталям, то, безусловно, создателям спектакля удалось воспроизвести удивительную атмосферу тех лет. В центре повествовании – лирический квартет героев в исполнении Веры Азиковой (Варя), Маргариты Кондрахиной (Феня), Дениса Болдова (Василий) и Константина Ивина (Павел), радующих искренностью интонации и прекрасным вокальным исполнением песен: от настоящих голосов эта, казалось бы, простая и незатейливая музыка только выигрывает.

Из второстепенных персонажей запомнилось энергичное пение Сергея Петрищева (названного в программке «Северянином», то есть выходцем из сибирского Ачинска – не путать со знаменитым поэтом!) и величественный и теплый голос Алексея Красовского (Боец с баяном), проникнутое высокой лирикой и тонкими красками исполнение Татьяны Ханенко (Музработник детсада), самостоятельно аккомпанирующей себе на рояле.

Со вкусом и чувством меры решены ансамблевые сцены, столь важные для передачи сути коллективистской психологии того общества: нигде не чувствуется фальшь или некая натянутость, искусственность, что уже не мало. Ведь вжиться в чувства людей той эпохи, верно их донести до зрителя, нам, сегодняшним, ох, как не просто!

Режиссеру и артистам Театра Сац это удалось – ощущалась живая связь времен, струна, которая тянется от души к душе, из поколения в поколение. Нехитрая сценография Натальи Чабаненко и ее же очень точные костюмы дополнили впечатление, усиливая эффект достоверности.

Спектакль идет под минус (качественно записанный оркестром театра под управлением музрука постановки Ярослава Ткаленко), и надо отдать должное синхронности, отрепетированности процесса – швов в стыковке живого пения и фонограммы публика совершенно не ощущает, несмотря на предельно близкий контакт с артистами в условиях малой сцены.

25 февраля 2021 г., "Новости классической музыки"