Итоги проведенного эксперимента. Начало здесь.
И все же - почему система соревнований в семьях не работает? В школе же как-то работает иногда - ну если не напрямую с учебой связано. На производстве это срабатывало... когда-то. Ну должен же быть интерес. А его нет.
Долго мы беседовали с детьми, выводы делать пытались. Если все описывать, получится не формат дзен, а диссертация какая-то. Напишу только тезисы. Кому интересно, пишите мысли по этому поводу.
- Кто награждает победителя соревнования. Мама? А мама участвует? А мама судит? А кто маму наградит, если она победит? Сама?
- Что есть труд, а что - самообслуживание. Если Любочка свой горшок вынесла - это труд? Если комнату убрали за собой - это труд? И считать ли это вообще хорошим делом? А зубы почистить - это считается?
- Если ребенок маме нарисовал рисунок - это хорошее дело? А то поделок у детей наготове много, и всегда готовы еще что-то сотворить. Будет ли приятно маме получить этот рисунок, если ребенок при этом не выполнил своих прямых обязанностей? А если мама подарит детям хорошие подарки, но при этом не приготовит и не купит еду, - детям это понравится?
- Кто должен мотивировать на самообслуживание? Если это соревнование, то мотивирует мама. А не является ли это платой за самообслуживание и справедливо ли такое вообще?
- Как дети могут мотивировать родителей на хорошие дела?
- Если дети прямо очень захотят победить в таком соревновании? За первый день они уберут в комнатах и во всей квартире. На второй день... намусорят, чтобы опять убирать. Ведь домашних дел не так уж много - во всяком случае, тех, которые детям уже доверяют делать. Можно, конечно, и больше сделать, но намусорить легче. А потом убрать. Наверное.
- Если дети будут стараться победить, но в ущерб всему остальному: урокам, тренировкам, то надо ли такое поощрять?
- Как оценивать выполненные дела? Вот я приготовила ужин. Для этого почистила и порезала овощи, поставила сковородку на огонь и так далее, согласно рецепту. Или просто разогрела в микроволновке готовое. А кто-то вытер пыль. Для этого он мог разложить по местам кучу вещей. А мог их куда-то бросить. Или их надо было переставить. А может, никаких мешающих вещей не было, и он просто протер пыль. Это равноценно?
- Должен ли в команде быть лидер? И кто им должен быть.
- Есть ли в обычных соревнованиях отвлекающие факторы? А дома? а если сделать соревнование длительным? Хотя да, это уже тоже проходили, не работает.
- Что вы чувствуете, когда участвуете в настоящих спортивных соревнованиях? Ради чего стараетесь?
- А если не хочется? Можно ли к соревнованию принуждать?
- Стоит ли делать такие соревнования часто?
На последнем пункте немного остановлюсь. Помните, как Том Сойер забор красил? "Разве мальчиками каждый день достается красить заборы?" А удался бы его замысел, если бы и правда красить заборы мальчикам поручали каждый день? Лично я думаю, что нет. И это главная причина, почему в моей семье игровое восприятие бытовых обязанностей не работает. И это объяснение, почему дети старше 3 лет уже не хотят помогать по дому: это уже не ново и потому не интересно. Не потому что поздно: все, что ново, интересует их не меньше. Да и с другими пунктами сложно все.