SMM-щик - это собирательное название людей, которые работают с соцсетями. Внутри есть специализации: маркетолог, администратор, копирайтер, комьюнити-менеджер, дизайнер, таргетолог.
Один человек может соединять в себе несколько ролей (чаще всего смежных), но вот быть универсалом - нет! Исключение есть, и о нем написано в конце поста.
Функции каждого smm-специалиста
- Каким будет проект? Знает маркетолог
Первый, к кому попадает проект, это маркетолог. Его задачи:
• понять преимущества и недостатки проекта
• выявить целевую аудиторию и ее боли
• прописать стратегию проекта
• оцифровать цели клиента
• разбить на задачи
• понять миссию проекта (потому что без миссии ни на один коммерческий проект подписываться не будут)
• подобрать команду
Маркетолог - как раз и есть тот самый универсал, он разбирается во всех отраслях smm, только в объеме, достаточном ему для контроля других специалистов. Маркетолог погружается в нишу, выявляет боли аудитории, разбирает путь клиента к товару - это важно для того, чтобы выстроить воронку продаж. Затем выявляет смыслы, которые в дальнейшем копирайтер будет вкладывать в контент. Он составляет стратегию - это некий скелет для всей работы в команде.
2. Как выглядит проект? Задумки маркетолога воплощает в жизнь администратор сообщества
Администратор:
- подключает приложения
- оформляет товары
- выкладывает фотоальбомы
- создает обсуждения
- формирует ссылочное ядро
Важно! Казалось бы, админом сообщества может быть и копирайтер. Но стоимость рабочего часа у копирайтера значительно выше, а алгоритм работы администратора очень простой.
3. Продает ли проект визуально? Усиливаем смыслы дизайном
Маркетолог пишет техзадание дизайнеру. Да! Без ТЗ никуда, потому что дизайнер знает об соотношении цветов, об их влияние на поведение человека и эмоции, тренды дизайна, но он не маркетолог! Поэтому писать дизайнеру: Маша, сделай мне продающий баннер, как минимум не профессионально. Маша - дизайнер, а не маркетолог.
4. Закрывает ли боли клиента посты в сообществе? Интересный ли паблик? Работает копирайтер
Копирайтеру достается сложная задача - он должен донести смыслы до целевой аудитории. Если он будет продавать в лоб, то в скором времени подписчики забудут о вашем паблике. Если копирайтер будет только обучать и развлекать подписчиков, то продаж вы не увидите никогда. Потому что без призывов на развлекательной площадке не возникнет мысли купить.
Копирайтер формирует контент-план, пишет посты, подбирает фото, монтирует видео в простых программах (если нужно что-то сложнее, велком видеограф)
5. Активна ли аудитория в сообществе? Теперь аудитория стала теплее, но не настолько, чтобы купить. С ней нужно подружиться - это делает комьюнити-менеджер
Комьюнити-менеджер отвечает на комментарии, потому что именно ветки комментариев влияют на охваты постов. Он не разводит пустых диалогов в личке - а отвечает на вопросы пользователей, стараясь закрывать их на целевое действие по воронке продаж.
6. Но все это не работает, если в группу не приходит новый трафик. Этим как раз и занимается таргетолог.
Таргетолог составляет портреты вашей целевой аудитории. В соответствии с каждым аватаром целевой аудитории, таргетирует подписчиков соцсети на определенные параметры (категории интересов), собирает аудитории в файлы, создает объявления, тестирует креативы. Таким образом запускает рекламную кампанию.
Таргетолог бессилен, если с ним в паре не работает копирайтер, бесполезен, если на сообщения не отвечает комьюнити-менеджер, не понимает общих целей, если в проекте нет маркетолога.
Структура smm-отдела: Кто за что отвечает?
• Привести нужный трафик на площадку - отвечает таргетолог.
• Площадка должна суметь сконвертить этот трафик в лиды - отвечает дизайнер, администратор сообщества, копирайтер, коммьюнити-менеджер и маркетолог.
• Целевая аудитория должна узнать себя на площадке, увидеть свою боль и понять, что здесь есть решение проблемы - отвечает копирайтер.
• Целевая аудитория дает запрос на информацию (комментарий), возражает - отвечает комьюнити-менеджер.
• Аудитория покупает - отвечает команда!
Продажа - это результат коллективной работы. Один из цепочки завалил свое звено - продажи не будет у всех.
Если вы нанимаете каждого специалиста по отдельности - каждый из них отвечает только за свое звено работы. За весь результат отвечаете вы, так как вы берете на себя функцию маркетолога проекта.
Таргетолог не может отвечать за неподготовленную площадку, потому что вы ее не подготовили. Копирайтер не может отвечать за продажи, потому что нет новой аудитории. Комьюнити-менеджер не может отвечать за продажи - потому что нет аудитории и контента, который был бы интересен подписчикам.
Один специалист может совмещать в себе несколько специализаций. Но есть ли все-таки этот универсал? Есть. И это собственник проекта, у которого нет шансов на ошибку. Только начинающий бизнесмен может работать со своим проектом круглосуточно. Но после этого неизбежно выгорание.
В этой команде я являюсь маркетологом проекта и совмещаю функции контентщика. То есть я - контент-маркетолог.
Если в вашем проекте есть сложности с продажами, пишите в личку, будем искать решение.