Найти тему

Валерий Чкалов и его беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан

фото Валерий Чкалов
фото Валерий Чкалов

Валерий Павлович Чкалов, знаменитый советский лётчик-испытатель. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку.

Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в семье мастера-котельщика в слободе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце. В 1919 году вступил в ряды Красной армии, где был мастером по ремонту самолетов. В 1921-1924 годах обучался в Егорьевской, а затем в Борисоглебской школе военных летчиков. После этого проходил обучение в Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя и Московской военной авиационной школе высшего пилотажа. В 1924 году Чкалов начал службу в авиации. С 1930 года работал летчиком-испытателем. В 1936 году он совместно с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1937 году совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета.

карта беспосадочного перелета
карта беспосадочного перелета
Ранним утром 18 июня 1937 года «Сталинский маршрут» взлетел со Щёлковского аэродрома в Москве и устремился к северу. В экипаж входили: Валерий Чкалов- командир; Александр Беляков- штурман; Георгий Байдуков -второй пилот. Предполагалось, что перелет будет проходить на высоте, не превышающей 3000 метров. Однако погода внесла решительные изменения в планы. Облачные фронты начали встречаться один за другим уже за Онегой. Сменявшим друг друга летчикам приходилось либо пилотировать самолет вслепую, либо менять курс, выискивая просветы. Набор высоты приводил к усталости и расходу кислорода для дыхания, которого было припасено на 9 часов непрерывного использования каждым членом экипажа. В маневрах по обходу облаков было перерасходовано около 300 л топлива, а до полюса экипаж добрался за 27 часов, а не за 21 час, как планировалось. Подлетая к побережью Канады, АНТ-25 пришлось забраться на высоту 5500 метров. Топлива не хватало. Посовещавшись, экипаж принял решение совершить посадку в Ванкувере , на военном аэродроме Пирсон-Филд. Замеры на земле показали, что в баках оставалось всего 77литров из 3,5 тысяч первоначально имевшихся литров горючего .

Об этом героическом полете рассказывает книга для детей «Рекорды Чкалова и Громова. Через полюс – в Америку», автор Вадим Худяков.

издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"

Заметим, что у этой книги есть электронная версия и аудиоверсия . Подробнее о книге Вы узнаете из нашего видеосюжета.

Как летчик-испытатель Валерий Чкалов «вывел в небо» много самолетов советской авиапромышленности. Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. По результатам проверки летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. Чкалов был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Спасибо, что дочитали статью до конца!