У меня в ВУЗе была преподавательница, которую 90е годы застали сотрудницей правоохранительных органов. И она иногда рассказывала о том времени. Ни зарплат, ни какого финансирования, даже шариковой ручки не могли дать. Только говорили – ищите спонсоров. И, как все знают, спонсоров то нашли. Только результат всю страну не устроил. Потом бросились искоренять.
Так что у спонсорства есть очень коварная обратная сторона. Одну проблему оно решает, но могут появиться другие проблемы…
Сейчас, к счастью, уже далеко не 90 е гг. Всё-таки финансовое положение в стране совсем другое. Но вот это спонсорство всё так и проносит немало проблем. Но только уже в других сферах.
Школы и детские сады. Все родители прекрасно знают, что в образовательных учреждениях по закону всё должно быть бесплатно. Воспитатели и преподавали знают (надеюсь, что большинство всё-таки знает), что они должны быть обеспечены всеми методическими материалами другими средствами, необходимыми для работы. Но вроде как денег нет. Если так говорили 30 лет назад, то это было правдой. Но сейчас уже не та ситуация. Деньги есть, законы у нас работают, только этих денег необходимо добиваться.
Что должен делать учитель/воспитатель, если ему что-то нужно для работы с детьми? Обращаться к своему непосредственному руководителю. Письменно! Много ли воспитателей пишут служебные записки заведующей о том, что у них в группе закончились влажные салфетки? Не думаю. Можно было бы сказать, что воспитатель держится за своё место. Только вот то, что у нас не хватает воспитателей и учителей говорят везде. А то, что не хватает заведующих и директоров – я ни разу не слышала. Учители и воспитатели без директора проживут – перейдут на работу в другой сад/школу. А вот директор/заведующая без коллектива не смогут существовать, если все начнут увольняться… Так что в большинстве случаев требовать то, что положено по закону мешают либо как-то внутренние отношения коллектива, либо необоснованный страх.
А дальше цепочка так и должна двигаться. Заведующая детским садом требует денег от учредителей (как правило, это администрация населенного пункта). Те, в свою очередь, думают над тем, как решить этот вопрос.
Да, путь непростой, долгий. Но он правильный, дающий долгосрочный результат . Если один раз саду/школе не выделили деньги на мыло и туалетную бумагу, и ничего не произошло (никто не жаловался) – значит, уже никогда на это деньги не выделят. Раз могут существовать – зачем что-то ещё нужно? Ведь всегда есть те, кто просит. Им и дадут в первую очередь.
Вот многие педагоги и выбирают способ полегче. Нужна бумага и салфетки? Почему бы не попросить у сердобольных родителей. Они же видят как бедствует сад/школа. А родители и рады нести деньги. Иногда наивно полагая, что может к их ребёнку будут относиться как-то по другому. Может и относятся. Но тогда отношение пропорционально сумме, потраченной родителями на школу?
Злоупотребление спонсорской помощи от родителей, что сейчас часто происходит в детских садах и школах, - это лёгкий способ найти деньги на содержание образовательного учреждения (пусть даже всё сделано в рамках закона, хотя все знают, что нередко эта помощь из добровольной вдруг становится принудительной), но к чему он приведёт? Правоохранительные органы в 90 е гг он явно завёл не туда… Зачем повторять их негативный опыт? Зачем опускаться до уровня преступников (это относится к случаям когда воспитатель напоминает о необходимости сдать деньги на спонсорскую помощь или же просит родителей что-то купить в группу), когда есть действительно работающая система финансирования. Только мало кто хочет ею пользоваться. Ибо сложно, тяжело, нужно приложить усилия и, скорее всего, с кем-нибудь испортить отношения…Вот и выбирают легкую, но кривую дорожку сбора денег с родителей.