С мая 2021 года произойдут большие изменения на направлении Петербург – Москва. Уже сейчас закрыта продажа билетов на большинство поездов дальнего следования на этом направлении. Будут глобально переделывать расписание.
Электрички в приоритете
На московском железнодорожном узле происходят большие изменения в связи с открытием Московских центральных диаметров (МЦД). Первые два МЦД, которые были открыты в конце 2019 года, почти не затронули движение поездов дальнего следования. D1 включает в себя Савеловское и Белорусское направление. На Савеловском поезд дальнего следования всего один. А на Белорусском – четыре пути. Вполне можно разъехаться.
Похожая ситуация на МЦД-2. Оно включает в себя Рижское направление, где два пути, но и поездов всего два (а теперь, когда нет международного сообщения – и вовсе один) и Курское направление, где много ПДС, но зато четыре пути.
С другими направлениями все сложнее. Там надо строить пути и заново придумывать организацию движения.
Очистка Курского вокзала
В первую очередь взялись за D4, которое, как и D2, пройдет через Курский вокзал – с Киевского направления на Горьковское. Чтобы обеспечить 5-6-минутный интервал движения электричек, нужно построить новые пути – в частности, от Каланчевской до Курского вокзала, а также переоборудовать сам вокзал. Но он как раз загружен поездами дальнего следования.
Большая часть поездов, которые обслуживает Курский вокзал, – транзитные, идущие из Петербурга. Они будут переведены в основном на новый вокзал, который строится возле станции МЦД «Локомотив». Он будет называться, скорее всего, Восточный (или Черкизово).
Пропускная способность Черкизово будет иной, чем у Курского вокзала, так что РЖД придется перелопатить всё расписание всех транзитных поездов на линии Петербург – Москва, а раз нужно изменить график проходящим поездам, то изменения так или иначе затронут и все остальные.
Пока известно, что единственный поезд из Петербурга, который останется на Курском вокзале, – это «Сапсан» до Нижнего Новгорода. Реконструкция вокзала может продлиться до трех лет, и что будет после его открытия, никто не знает.
Остались «Сапсаны» и еще четыре поезда
Новый график собираются ввести 29 мая 2021 года – как раньше, в последнее воскресенье мая (в последние годы новое расписание вводят в первое воскресенье декабря). Продажа билетов на поезда открывается за 90 дней, и уже сейчас видно, что в расписании пока оставили только «Сапсаны», «Экспресс», двухэтажку и еще пару поездов. Все остальное прикрыто. Впрочем, как показывает опыт, теперь РЖД может закрыть продажу и на уже открытые поезда.
Из телеграммы, которая доступна в открытых источниках, становится очевидно, что масштаб изменений – глобальный. Прикрыли продажу билетов почти на все поезда, которые так или иначе идут хотя бы часть пути между Петербургом и Москвой, на все поезда, для которых Курский вокзал был конечной станцией, а также на ряд поездов Ярославского направления. Например, Москва – Владивосток или Москва – Северобайкальск. Какое отношение эти поезда имеют к грядущим изменениям, остается только гадать...
За закрытые продажи вряд ли скажут спасибо отпускники, которые хотели в июне поехать из Петербурга в Адлер, Анапу и Крым. За 90 суток билет поймать они не смогут, а когда продажа откроется, неизвестно.
Непроясненной остается и судьба поездов дальнего следования с Рижского вокзала Москвы. На них продажа открыта только до конца апреля. Дальше – тоже неопределенность, но я вангую, что поезд будут отправлять с того же Черкизово-Восточного.
Повторит ли Казанский вокзал судьбу Курского?
Суматоха в московском железнодорожном узле, меж тем, похоже, только начинается. Пока мало кто думает, что Казанский вокзал в будущем может повторить судьбу Курского, хотя до полного закрытия движения поездов дальнего следования, хочется думать, там не дойдет, потому что это была бы вселенская глупость.
Но Казанское направление в рамках МЦД D3 собираются соединить с Ленинградским. Соединительная между направлениями ветка идет через станцию Николаевка, через которую ходит несколько поездов дальнего следования из Петербурга (на Адлер, Севастополь, Казань, Астрахань и т.д.). Что станет с ними на время стройки и смогут ли эти поезда пропускать потом, когда интервал электричек составит 6 минут? И главное, где будут обслуживаться пассажирские поезда с Казанского вокзала (сейчас это происходит в Николаевке)?
Пока на эти вопросы я не знаю ответов, и похоже, что не знает никто, но мне хочется верить, что они есть.