Уважаемые друзья, продолжаем постоянную рубрику, в которой вспоминаем различные аварии отечественных подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин, используя открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные и не "хайповые".
Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. А по мере поступления подводных лодок на флот происходили различные случаи, приводившие к авариям и происшествиям. Некоторые происшествия происходили ненамеренно, часто из-за незнания техники, некоторые - из-за имеющихся проектных ошибок, но было много и таких, где причиной аварий была человеческая ошибка.
Как мы говорили, о многих происшествиях мало что известно, приходится изучать не только официальные документы и личные мемуары и воспоминания моряков. Один из таких моряков - Иван Иванович Ризнич, один из пионеров русского подводного флота.
В 1905-1908 годах он командовал подводными лодками «Щука», «Белуга», «Стерлядь» и «Лосось» (тип «Сом»), накопил огромный опыт как в эксплуатации материальной части, так и опыт руководства экипажами. Автор нескольких трудов по практике подводного плавания, как профессионал И. И. Ризнич прекрасно понимал какой значение в действиях подводников имеют опыт, знания, умение быстро применять в работе накопленные навыки. Это требование приобретает особое значение, если от дел экипажа зависит жизнь вверенного им судна, оказавшегося на критической грани существования во время аварии или другой какой чрезвычайной ситуации. Приведем только один пример, который описывает И.И.Ризнич в своей книге «Подводные лодки в морской войне».
«Мне в 1906 году пришлось довольно долго плавать на подводной лодке «Стерлядь» (тип «Сом») в Учебном отряде подводного плавания БФ, и у меня был случай, который только в слабой степени демонстрирует самообладание и самопожертвование наших моряков. После ночного перехода (250 миль в штормовую погоду) мы пришли в Либаву, и я ушёл в домик около места нашей стоянки переодеться, но не успел я снять пальто, как вбегает матрос и говорит что «Стерлядь» тонет. Я побежал к лодке и застал её уже почти погруженную кормой, но затем она начала быстро выпрямляться. Причиной затопления оказалась забывчивость одного из машинистов, после похода не осмотревшего все забортные клапаны, из-за чего один из них оказался открытым, но характерно то, что никто с лодки не ушёл, и боцман только распорядился позвать меня».
Для справки: Иван Иванович Ризнич — один из пионеров русского подводного плавания. Выпускник Морского корпуса. Командовал в 1906 – 1908 годах подводными лодками «Лосось», «Стерлядь». Автор «Командных слов по управлению подводными лодками», теоретических брошюр и публичных лекций. За пропаганду прогрессивных взглядов был уволен с флота в запас. Призван по общей мобилизации в 1914 году и назначен командиром дивизиона ПЛ особого назначения. В 1917 году на подводной лодке «Святой Георгий» совершил первое океанское плавание среди русских подводников, перейдя из Средиземного моря в Белое.
Там же в Либаве случай аналогичный произошедшему на «Стерляди» имел место и на другой однотипной с ней лодке - «Пескарь», которой командовал граф П.Ф.Келлер. Но ее причины были еще веселее...
На ПЛ проходили достроечные работы. В ночь на 5 февраля 1906 года, когда «Пескарь», стояла на швартовых у борта учебного судна «Хабаровск» (плавбаза подводных лодок), на подводной лодке образовался большой дифферент на корму. На счастье субмарине это было замечено проходившим мимо лейтенантом Меркушевым - офицером подводной лодки «Сиг». Вызванная на борт команда обнаружила, к своему удивлению, что вахтенный моторист Шмелев спал.
Причиной образования дифферента стало неконтролируемое поступление воды в машинный трюм через пропускавший её отливной клапан вспомогательной помпы, и не закрытые перепускные клапана помпы и осушительной магистрали, приёмный патрубок которой уходил в трюм. К моменту прибытия команды вода успела залить нижние электромагниты и нижнюю часть главного электродвигателя. Переборка и восстановление работоспособности пострадавшего оборудования длились почти месяц. Причиной происшествия стало то, что ни команда, покидая лодку, ни вахтенный, при заступлении на вахту, не проверили закрытие всех забортных отверстий. А вахтенный уже во время несения службы, кроме того, заснул.
Вот так, просто не проверили, и просто заснул!
О находчивости команды свидетельствует так же случай произошедший на ПЛ «Стерлядь» (тип «Сом») 6 апреля 1907 года (опять "Стерлядь"!!!). Командир лодки И. А. Бровцын (3-й):
«ПЛ «Стерлядь» выполняла в аванпорту Либавы торпедную стрельбу. После пуска торпеды при попытке перезарядить аппарат в лодку начала поступать забортная вода. ПЛ «Стерлядь» стала тонуть. Не утонула она благодаря находчивости команды, сумевшей своевременно перекрыть поступление воды».
Как именно личный состав «Стерляди» справился с аварийной ситуацией, не комментируется.
И сколько еще таких аварий и происшествий будет...
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г.Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Подводник России. Информационно-исторический альманах союза подводников России.- М. Отечественная военная история. №2-2003.- С.51.