Найти тему
ОЛИМПОКС

Контрольно-надзорная деятельность: что меняет реформа?

Деятельность по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций велась Правительством России на протяжении всего 2019 года. Результатом этой работы стал план мероприятий по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Их цель – ликвидация избыточной административной нагрузки на бизнес и повышение уровня его безопасности.

В июне 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил План мероприятий («дорожную карту») по реализации механизма «регуляторной гильотины» . По поручению главы Правительства были сформированы рабочие группы для обсуждения и согласования новой структуры нормативного регулирования в различных сферах безопасности (промышленной, пожарной и других).

В ходе реализации Плана:

  • для каждой сферы общественных отношений разработаны и согласованы новые нормативные правовые акты (НПА), в том числе проекты федеральных законов и подзаконные акты;
  • с 1 января 2021 года отменены НПА, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ГКНиМК).

В пакет федеральных законов о реформе контрольно-надзорной деятельности (КНД), принятых в 2020 году, вошли:

  • от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ),
  • от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»,
  • ряд других подзаконных актов.

Федеральный закон № 248-ФЗ утверждает приоритет профилактики над проверкой и обязывает применять риск-ориентированный подход при назначении проверок. В положениях закона реализованы новые подходы к организации и осуществлению ГКНиМК, установлены гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Вступление закона в силу 1 июля 2021 года знаменует собой следующие новации в системе ГКНиМК:

  • приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению требований охраны труда (ОТ), меры стимулирования добросовестности, выдача рекомендаций по соблюдению требований, консультирование, профилактическое сопровождение, профилактические визиты в поднадзорные организации);
  • стимулирование добросовестного соблюдения требований ОТ и минимизации потенциальной выгоды от их нарушений;
  • расширение перечня органов и организаций, наделенных полномочиями надзора, а также иных участников государственного надзора (свидетель, специалист, эксперт, экспертная организация);
  • введение новых контрольно-надзорных мероприятий (мониторинговая закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездное обследование), в том числе без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением требований ОТ, выездные обследования, визуальная оценка). Выбор мероприятия соразмерен ущербу, который нанесен или может быть нанесен. Разные контролеры не проверяют соблюдение одних и тех же требований ОТ. После 1 июля 2021 года орган контроля может принять решение о проведении в 2021 году инспекционного визита вместо выездной проверки;
  • развитие негосударственных форм контроля (саморегулирование, страхование, добровольная сертификация), установление возможности закрепления в федеральном законе о виде контроля: освобождения контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба); независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами требований ОТ, проводимой организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции;
  • закрепление круга контролируемых лиц (граждане и организации), объектов ГКНиМК (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, деятельность, действия (бездействие), продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются требования ОТ);
  • применение общего срока документарной и выездной проверок, не превышающего 10 рабочих дней;
  • применение инспектором проверочных листов при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (выездное обследование, инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка) в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверения их усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • профилактическая работа, включая официальные разъяснения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), обобщение правоприменительной практики и размещение доклада о ней в сети Интернет (обеспечение единообразных подходов к применению контрольным органом требований ОТ, выявление типичных нарушений требований ОТ, выявление источников и факторов риска причинения вреда, подготовка предложений по актуализации требований ОТ и внесению изменений в законодательство о государственном контроле);
  • введение онлайн-взаимодействия с проверяемым лицом, в том числе через портал Госуслуг, то есть исключение физического контакта в максимально возможных случаях.

Не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц. Закон устанавливает иные показатели эффективности: уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Проверяющие обязаны ориентироваться на установленные для соответствующего контрольного (надзорного) органа целевые (плановые) значения уровней, достижение которых должен обеспечить этот орган.

Дальнейшую реализацию мероприятий реформы КНД обеспечит «закон-спутник» - законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект предусматривает корректировку более 100 федеральных законов, в том числе:

  • от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
  • от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
  • от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»,
  • от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и многих других.

Кроме того, с 2025 года утратит силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Спасибо, что дочитали статью до конца =)

Подписывайтесь на наш Дзен! Ставьте лайки, пишите комментарии!

Читайте другие наши статьи на тему:

Наша группа в VK