Найти тему
ОЛИМПОКС

Обязательные требования: каковы их принципы и порядок применения?

Как отмечалось ранее, в течение 2020 года Правительством Российской Федерации планомерно проводился комплекс работ по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций, что в конечном итоге вылилось в план мероприятий по реформированию контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина»), целями которых стали повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на бизнес.

Ключевой предпосылкой к «регуляторной гильотине» стало большое количество устаревших, противоречивых и даже абсурдных норм. В рамках упомянутого плана были разработаны, согласованы и приняты новые федеральные законы и подзаконные акты, а именно Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Закон ГК) и Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Закон ОТ).

Основные положения Закона ОТ уже вступили в силу. Это предполагает формирование новой системы актуальных требований, а также отмену с 1 января 2021 года множества актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), исполнительных и распорядительных органов госвласти РСФСР и СССР, устанавливающих обязательные требования и проверяемых уполномоченными органами в рамках контрольных мероприятий. При этом требования «регуляторной гильотины» не затрагивают нормативных правовых актов (НПА) в сфере электроэнергетики.

В Законе ОТ сформулированы принципы установления и оценки применения обязательных требований:

1) принцип законности ― «применение обязательных требований по аналогии не допускается», «соблюдение принципа законности обеспечивается в том числе путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований»;

2) принцип обоснованности обязательных требований ― каждое обязательное требование должно быть направлено на устранение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Иными словами, всегда должна быть прямая связь между вводимым обязательным требованием и каким-то возможным вредом (ущербом), который может наступить в отсутствие соблюдения такого обязательного требования. При установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению вреда. Они должны соответствовать современному уровню техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;

3) принцип правовой определенности и системности ― содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, т. е. быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении;

4) принцип открытости и предсказуемости ― НПА, устанавливающие обязательные требования, публикуются с соблюдением соответствующих процедур, а проекты таких НПА подлежат публичному обсуждению. Перечень НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля и надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор;

5) принцип исполнимости обязательных требований ― при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение, при этом затраты должны быть соразмерны рискам. Также должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения. Не допускается установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования.

В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их НПА, сроке их действия. Правила формирования и ведения реестра обязательных требований регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 128. До 1 марта 2021 года реестр введут в опытную эксплуатацию, а до 1 июля 2021 года заработает публичный интернет-портал реестра.

Также утверждены правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих госконтроль и надзор, перечней НПА, содержащих обязательные требования.

Законом предусмотрено, что положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего НПА. В федеральном законе или международном договоре Российской Федерации возможно установление других сроков. Уточним, что при угрозе возникновения или возникновении ЧС нормы Закона ОТ не распространяются на установление и оценку применения обязательных требований. Также эти нормы не распространяются на обязательные требования, составляющие государственную тайну.

Закон ОТ предусматривает, что большинство НПА, устанавливающих обязательные требования, будут действовать максимум 6 лет со дня их вступления в силу. Срок действия Закона ОТ может быть продлен по результатам оценки обязательных требований максимум на 6 лет. Правительство установило порядок оценки НПА.

Отдельная статья Закона ОТ посвящена официальным разъяснениям обязательных требований, которые дают ФОИВ в отношении принятых ими НПА в целях пояснения их содержания. Разъяснения утверждаются руководителем (заместителем руководителя) ФОИВ, они не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять их смысл и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.

Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований (РСОТ). В них включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. РСОТ применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.

К числу важных ограничений действия обязательных требований следует отнести ряд положений Закона ОТ:

а) не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке НПА;

б) в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных НПА разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные НПА большей юридической силы;

в) независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли НПА, указанные в части 1 статьи 15 Закона ОТ, с 1 января 2021 года:

  • при осуществлении государственного контроля и надзора не допускается оценка соблюдения НПА, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года;
  • несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Следовательно, привлечение к административной ответственности за несоблюдение требований указанных актов, установленных до 1 января 2020 года, невозможно. При этом нужно учитывать, что правительство опубликовало перечень документов, которые по-прежнему обязательны.

г) при отмене НПА, которым установлено полномочие по принятию НПА, содержащего обязательные требования, НПА, ранее изданные на основании отмененного НПА, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены НПА, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего НПА не было установлено иным НПА;

д) деятельность лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

Как известно, в последнее время уполномоченные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор, в качестве профилактического средства стали направлять контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Возможность работы с предостережениями была предоставлена с 22 февраля 2017 года, когда вступили в силу «Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований…», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

Статьей 49 Закона ГК, вступающего в силу с 1 июля 2021 года, также регламентированы аспекты объявления предостережения. Установлено, в частности, что в случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес интернет-сайта, на котором он может пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.

Подписывайтесь на наш Дзен! Ставьте лайки, пишите комментарии!

Наша группа в VK