Найти в Дзене
Цитрон Цюрупинский

Модные виноделы России

Оглавление

Вино - это люди. Интересное вино - яркие люди.

Российское вино модно. Уже нет того жгучего пренебрежения в ресторанах, когда персонал слышит про вино России. В российском вине нужно разобраться, если хотите быть в тренде.

Есть в карте российское вино? - Нет? - Вы отсталый ресторан, скорее всего, с такой же невнятной кухней, как и картой (кстати, без шуток, сегодня это отлично характеризует место - посмотрите карты Birch и Twins Garden).

Амбассадор Абрау-Дюрсо Виталий Горбенко за работой. Фото процитировано из журнала Time-Out
Амбассадор Абрау-Дюрсо Виталий Горбенко за работой. Фото процитировано из журнала Time-Out

Российское вино есть - но как пройти тест-фейсконтроль в общении с сомелье? Ведь и российское вино чрезвычайно разное. Как имитировать знание моды в вине России?

Дам сразу лайфхак для проверки ресторана на современность - спросить, что у них в карте есть от Алексея Толстого.

Хороший ответ сомелье звучит примерно так: У нас есть несколько бутылок Дивноморской 2014 года, есть свежий релиз Усадьбы Маркотх, а также позиции проекта Галицкий и Галицкий.

Плохой ответ сомелье: Буратино.

Я готов дать базовые знания по виноделам России. Хорошая новость в том, что их очень и очень немного.

Три кита российского виноделия

На этом уровне никого не удивить, но не знать этих людей, относясь к винной индустрии хоть чуть-чуть, как минимум, странно. Чтобы протестировать респондента на этом уровне достаточно спросить - Вы не помните, имя Дзитоева - Георгий или Михаил?

Чтобы не казаться совсем отсталым нужно знать всего трех авторов:

Константин Дзитоев - гордый горец с огромным ассортиментом расписных бутылок, которые он разливает из крошечных бочонков. Все вина Дзитоева, пожалуй, попробовал только сам Дзитоев. Изредка спускается с гор и прилетает в Москву, а вина на его столе кончаются первыми в салоне. Продукция стоит на полках в Глобусе Гурмэ ~ 5000 рублей за бутылку.

Вина Константина Дзитоева. Фото процитировано из журнала Негоциант
Вина Константина Дзитоева. Фото процитировано из журнала Негоциант

Олег Репин - крымский патриарх. Он не оказал влияние, пожалуй, только на Массандру, да Золотое поле в Крыму. У него так мало времени, что свои собственные бутылки он выпускает буквально единичными тиражами. Ассортимент у него не такой широкий как у Дзитоева, но зато есть магнумы (~ 10000 р. бутылка). Лайфхак состоит в том, что он главный винодел Esse, поэтому пробуя белый мускат Esse по акции за 400 р, Вы уже пьете вина Репина!

Вина Олега Репина. Фото процитировано с сайта L-Wine
Вина Олега Репина. Фото процитировано с сайта L-Wine

Павел Швец - "винодел-айфон". Вроде, и дорого, и незачем, но, оказывается, "Клабхаус" есть только у него, небиолло, в смысле (примерно от 7000 рублей, в варианте магнум - около 17 000 рублей).

Нет такой модной биотехнологии, которую бы Павел не рассказывал бы, что применяет. Рога, лунный календарь, натуральные удобрения - все это описывается в многочисленных интервью, а также составляет основу винных ароматов.

Вина Павла Швеца (UPPA). Фото процитировано из ресурса samogonpil.ru
Вина Павла Швеца (UPPA). Фото процитировано из ресурса samogonpil.ru

У каждого топовых виноделов из них есть своя армия поклонников (пока не очень широкая), готовая до хрипа спорить о том, что тру вина именно от своего лидера. Большинство из них сабж не пробовали, поскольку очень дорого. Вина же мощные и чистые у Репина, тонкие загадочные у Дзитоева, ну а у Швеца просто вводящие в состояние ступора, либо медитации в зависимости от степени погружения в био и экотематику.

Конкуренты китов

Трех самых ярких авторов я перечислил выше (это по моей оценке), но если Вам кажется, что больше-то никого и нет, то вот перечень тех, кто вот-вот может сместить популярных персон на Олимпе:

Толстой Алексей - самый суровый винодел России. Не знаю ни одного винолюба, кто побывал у него в гостях и мог бы об этом рассказать. Вина перфекционные, примерно как картины Микеланджело - помпезно, гротескно, с кучей деталей. Винный монументалист. Берет не медийностью, а вином.

Рем Акчурин - единственный, кто закончил немецкий университет по специальности. Умеет варить пиво из бананов. Долгое время отдавал весь урожай другим авторам Крыма, но в последние два года решительно заявил о себе.

Сергей Бескоровайный - энтузиаст виноделия. Примерно как Репин, работает там же, но вино в три-четыре раза доступнее. Часто выпускает позиции, которые с позиций логики объяснить довольно сложно, но все вина очень чистые.

Дмитрий Гусев - делает вино там, где никто не делает, причем из немыслимых сортов, выведенных энтузиастами виноделия в степи. Человек - виноделие Волги (можно сказать, что нижней, но в верхней виноделие вообще не очень развито). Гуру экстремального виноделия. Если встанет вопрос о лозах на Марсе - посылать стоит именно его.

Ярослав Узунов - винодел в н-цатом поколении, покоривший саперави и алиготе. Создал РАШ и делает его там, где по мнению большинства других авторов можно только арбузы выращивать. Умеет паять, тесать и обжигать - поэтому нередко выходит из положения за счет доморощенных технологий.

Сергей Дубовик - винодел суровых проектов. Пытается сделать исключительное вино в категории до 500 рублей. Вино есть, но на лопатки не кладет. Однако не признать его заслуги в адаптации сорта достойного к потребителю было бы совсем не правильно.

Кто еще?

Знание виноделов того круга, что я очертил чуть выше, ставит Вас в разряд экспертов. Однако этот пост не реестр всех авторов, которые работают в России. Я ведь и обещал только базовые знания.

Сбор винограда. Российское виноделие. Автор: Сергей Мальгавко. Фото процитировано из ТАСС
Сбор винограда. Российское виноделие. Автор: Сергей Мальгавко. Фото процитировано из ТАСС

Виноделов, способных сделать свое собственное вино в России всего несколько десятков человек. Каждый из них не имеет права на ошибку, обрабатывая урожай. Тем не менее, с каждым годом их вина становятся все интереснее, огрехов меньше, а поклонников больше.

Их не хватает, поэтому зачастую один винодел ведет несколько проектов сразу. Если, например, я слышу про новый негоциантский проект в Севастополе - я думаю про Усадьбу Перовских, виноградники АртВин и Винодела Галина Милкова. Практика показывает, что это чуть ли не универсальный рецепт для старта собственного виноделия в западном Крыму.

Все ли хорошо?

Нет. Практически иссяк поток привлекаемых виноделов из-за границы. Достаточно вспомнить Томаса Долла (кто и сейчас в Мрии), Франка Дюсенера (Шато де Талю), Маттео Коллетти (Дивноморская), чтобы осознать, что они трудятся в российском виноделии уже более 10 лет, а новые имена сюда не едут. И это плохо.

А хуже то, что наши виноделы не едут туда. Я не зря вспомнил Рема Акчурина, поскольку он, по-моему, единственный, кто вернулся с винодельческим университетским диплом с Запада, нашел ему практическое применение (если не так - поправьте - поправили, см P.S.).

Возможно, это только так выглядит со стороны, но изолированность растет, и это вызывает опасения.

Хорошо, что трудоустраиваются совсем молодые ребята. Выпускники профильных факультетов не с руками, но часто находят применение на проектах, при этом зачастую под присмотров очень и очень опытных тьюторов.

Возможно, пара-тройка лет, проработка вопроса юристами, а затем наши винодельни будут сами выделять стипендии на Хайдельберг и Гензенхайм для энологов и агрономов, будучи сами уверены в своих далеких перспективах. Подождем.

Вместо выводов

В России есть модные востребованные виноделы, вина которых стоят весьма ощутимых денег. Пока их мало, можно всех запомнить, а при желании и познакомиться на дегустациях.

Люди они преимущественно открытые - поэтому задать интересующий вопрос виноделу проблемы не составляет (благо на это и социальные сети есть).

Спрос на виноделов велик - их не хватает. И сейчас это обстоятельство вызывает большие опасения. Про уровень подготовки по этой специальности я ничего не могу сказать, да и не мне судить.

Возможно, у нас вообще сейчас уникальное время, пока мастера винного рынка еще не превратились в небожителей, к ним можно приехать на оплаченный ужин (насколько я знаю, Репин на ужин принимает у себя).

Все близко, все знакомы. Но круг ширится. Возможно стоит наслаждаться моментом прямо сейчас.

P.S. Кроме Рема Акчурина университетское образование за границей среди виноделов получили Ирина Богович, Алексей Сапсай, Андрей Кузьмин. Большое спасибо подписчикам за бесценную информацию.

Подписывайтесь на канал!

Цитрон Цюрупинский в телеграм

Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение!