В условиях господства стереотипов мышления и необратимости истории цивилизация людей подошла к глобальной проблеме своего самосохранения. Её решение невозможно без того, чтобы не изменить многие, многовековые стереотипы в поведении людей. Например, считается, что немцы стремятся всегда быть педантичными и любят пунктуальность и порядок, а японцы и китайцы следуют выбранным веками схемам поведения. Движение мысли у них логично и прогнозируемо и это хорошо, поскольку является основой стабильности и преемственности. В отношении русских тоже есть стереотип о «загадочной русской душе». Но, как можно убедиться, вся загадка русской души состоит в том, что движение русской мысли, в отличие от других, более чем у всех, непредсказуемо. Однако, пока такое ценное качество мышления, как способность мыслить вопреки господствующим всюду трафаретам, остается невостребованным. Между тем только подобное качество мышления, когда мысль не считается ни с господствующей всюду логикой, ни даже со здравым смыслом, когда базисная культура мышления подвергается любым попыткам сделать её как у всех, может совершить невозможное – изменить весь ход истории. Страстное или молчаливое сопротивление любым требованиям «быть как все» и, одновременно, собственное желание все же изменить свою жизнь приводят русского человека к глубокому душевному разладу, метаниям и крайностям. Этим же объясняется судьба русского народа и то, что при бесконечных «перестройках» сущность России не меняется. Одновременно, Россия – страна величайшей духовной жажды, о которой А.Блок писал:
Мы любим все – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений.
Нам внятно все – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.
Оборотной стороной такой духовной жажды является наше культурное варварство и бытовое хамство. Явно затянувшееся топтание на месте и поиск возможности все же как-то изменить базисную культуру мышления, а не только политический, экономический и иной фон, рождает бесконечные эсхатологические ожидания в жизни. Вот и религия продолжает помещать сферу религиозного идеала в недостижимую область, за пределы земного мира. Земная жизнь рассматривается как скорбная юдоль, а идеалом считается человек, отказавшийся от мира. Но такое отрицательное отношение к окружающему миру, быту, собственной истории приводит к тому, что окружающее загажено, а порой просто отвратительно и жалко. Периодическое охаивание своей истории, переписывание и похороны её бесценных страниц, мечтание о какой-то демократии по образцу, с тем чтобы русские и Россия стали как все, - просто убоги. При этом политические и экономические баталии последних десятилетий остаются оторванными от жизни и не идут дальше обычной демагогии.
Не только в России, а всюду и во все времена люди, как могли, творили свою историю, но не осознавали и не понимали её логику, а потому до сих пор отказывают историческому процессу в единой для всех сути. Это приводит к тому, что значимость обычного человека в истории часто низводится до роли исполнителя чуждой ему воли. Эта воля никому конкретно не принадлежит, а витает между всеми как дух, вирус зла, разрушения, гибели, уничтожения. И хотя созидание невозможно без разрушения, этот вирус зла очень часто успевает поражать в людях главное - их мышление, разрушая в них возможность стать по-настоящему разумными существами. Как эпидемия он проникает в культуру мышления людей, наций, народов, цивилизаций, приводя постепенно их способность адекватно размышлять к дистрофии. Дистрофия культуры мышления всегда начинается с элиты и проявляется в различных сферах её деятельности: политике, экономике, религии, науке, искусстве. Эгоизм в политике и экономике, догматизм в религии, отрицание единой цели развития науки, искусства, литературы - все это лишь отдельные симптомы дистрофии культуры мышления. От элиты эта эпидемия распространяется в глубинку, вниз, в широкие народные массы, что рано или поздно приводит к волнениям, революциям, войнам, к тому, что справедливо называют социальным хаосом. Но даже после очередного преодоления социального хаоса ценой невероятных усилий, потерь, страданий народа все возвращается «на круги своя», вырождаясь всюду в политическую болтовню и фарс. С этих симптомов дистрофия культуры мышления опять и опять начинает своё стремительное разрастание. Она во все времена стремилась к экспансии с тем, чтобы преодолеть любые границы и распространить свою деструктивную логику на глобальный исторический процесс, пытаясь охватить весь мир своей пандемией. Но, как бы там ни было, история неподсудна, а бесценная кладовая опыта всего человечества и сама давно судит нас за то, что в ней уже произошло, происходит или произойдет завтра.