Найти тему
JAZZIST

Work Money Death «The Space in Which the Uncontrollable Unknown Resides, Can Be the Place from Which Creation Arises»

История небольшого английского лейбла ATA Records давно заслуживала текстовых подробностей. Джазовый релиз от проекта Work Money Death — хороший повод о нем рассказать, тем более что эта пластинка была записана непосредственно при участии основателей лейбла. ATA Records был основан в 2014 году в Лидсе местными музыкантами Питом Уильямсом и Нилом Иннесом. Звукозаписывающую студию они открыли в заброшенном гараже на окраине города. Аббревиатура ATA расшифровывается как «All Things Analogue» — дело в том, что Уильямс и Иннес используют исключительно винтажное оборудование середины прошлого столетия, а запись ведут на двухдюймовую пленку. Этот метод стал отличительной особенностью релизов лейбла, будь то туманный инструментальный фанк, афро-кубинские ритмы, бугалу или джазовые каверы на J Dilla.

За проектом Work Money Death стоит саксофонист Тони Бёркилл, чья первая пластинка была выпущена лейблом в 2017 году. В записи того альбома ему помогала сессионная группа, в которой Нил Иннес играл на басу, а Пит Уильямс — на перкуссии. Помимо них, в группе заняты ударник Сэм Хоббс и пианист Эдам Фэйрхолл. Собственно, Work Money Death — это и есть название как дебюта Тони Бёркилла, так и всей группы; ее участники также отметились в проектах The Sorcerers, The Lewis Express и в группе ведущего манчестерского джазмена Нэта Бирчелла.

Альбом был задуман, сыгран и записан во время первого локдауна весной и летом 2020 года. Многосложное название — «Место, где обитает неконтролируемое неизвестное, может стать источником, из которого рождается творчество» — развернуто объясняет смысл, вкладываемый музыкантами в эту работу. Иннес и Бёркилл помимо музыки практикуют медитативные техники, которые были воплощены в форме музыкальных мантр. Эти мантры стали основой для импровизаций, из которых и выросли две композиции, составляющие пластинку. Карантинные ограничения повлияли и на сам процесс записи: группа не могла собраться в студии, и каждый записывал свою партию в одиночестве, основываясь на том, что до него сделали другие участники проекта. По словам самих музыкантов, это был органичный и непрекращающийся в своем развитии процесс, непривычный и ранее неизвестный для них способ создания музыки, который неожиданно стал новым источником вдохновения.

Есть и более конкретные вдохновители, которых перечисляют лидеры Work Money Death — чета Джона и Элис Колтрейн и Фэроу Сандерс. Музыка проекта — в большой степени интерпретация наследия этих великих классиков, золотых стандартов спиричуэл-джаза. Обе композиции звучат по 17 минут — хронометраж, который оказывается оправданным и уместным. Обе вещи — «Закат» и «Рассвет» — буквально светятся удивительным оптимизмом и действительно в самые темные и холодные времена звучат как согревающая мантра. На открывающемся звуками индийской танпуры, перкуссий и гипнотического баса «Закате» солирует тенор-саксофон, вступающий на протяжении всего трека в диалог с фортепиано. Импровизации сменяют друг друга, сумерки сгущаются, напряжение растет и под конец выливается в яростную музыкальную оргию. «Рассвет» — это, конечно, признание в любви светлой стороне музыки Сандерса. Композиция очевидным образом контрастирует с хаосом «Заката»; она как будто дает веру в новый день. Саксофон Бёркилла разливает солнечные лучи, постепенно уступая пространство клавишам Фэйрхолла, но только для того, чтобы опять вернуться к совместной импровизации ближе к концу номера. Дуэту вторят восточные перкуссии, бамбуковые ксилофоны, ударные. Завершается композиция жизнеутверждающим вокальным рефреном «Love is all I give to you».

Словом, коллективу Work Money Death удался впечатляющий дебют. Можно бесконечно повторять банальные истины об исцеляющей силе музыки, но в случае с данной работой они действительно справедливы.

Илья Рассказов

Слушать альбом: Bandcamp | Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка