Найти в Дзене

Гениальный Фрэнк Ллойд Райт и его органическая архитектура: он перешагнул через условности своего времени

Когда мы говорим о новаторах в искусстве, мы обычно имеем в виду тех, кто сумел распознать в непризнанном, критикуемом искусстве фарватер развития культуры и поймал ветер перемен, начав творить в новом стиле. Но есть, по крайней мере, один новатор, который пошёл против всех законов моды и обрёл заслуженную славу. Это Фрэнк Ллойд Райт.

Детство будущего архитектора было наполнено воспоминаниями об исторической родине (предки приплыли на эту землю из Уэльса), а также верой в Бога (родители были очень религиозны). И всё это сказалось на творчестве архитектора. Так, один из его проектов носит гордое имя Талиесин – в честь древнего шотландского барда . Райт проектировал здания очень многих религий, как христианские церкви, так и одну синагогу.

Церковь единения в Оак-Парке
Церковь единения в Оак-Парке

Новшеством была идея малоэтажного частного строительства. В наше время мы уже не удивляемся тому, что многие учёные видят города будущего как небольшие скопления частных домов на лоне природы, выступая таким образом против многоэтажных «муравейников», в которых живём мы сегодня.

В те времена также была концепция города-сада, но всё же, большинство американских архитекторов выступали за строительство огромных небоскрёбов, отводя частным двухэтажным домам скромную роль.

А Райт проектировал именно их. К тому же, мало кто в те времена вспоминал о природе. Органические формы, конечно, присутствовали в архитектурном экспрессионизме, но это не было мейнстримом. В основном были распространены технические мотивы, а природе в новых районах мучительно не хватало места. Но именно на подражание природным формам и сделал ставку Райт.

-3

Дело ещё и в том, что, углубляясь в историю мировой архитектуры, можно заметить, что отношение города и леса в разных странах, на Западе и Востоке, было прямо противоположным.

По словам одного искусствоведа, готический храм вырастает из душного, грязного и антиэстетичного города, и отрицает его самим своим существованием, показывает людям неведомую им в земной жизни красоту. В эпоху Возрождения здания также строго выделялись из природы и стояли среди начерченных по линейке улиц и парков, главная цель которых – сделать природу неестественно правильной, символизируя её подчинение человеку.

Здания на Востоке (в Японии, Китае, да и на Руси, кстати, тоже) возводились, исходя из природного окружения, дополняли его, и вписывались так же гармонично, как и дерево или скала.

-4

Райт взял за основу японский принцип. Его дома – идеальное продолжение типичных американских холмов в степи (а в Америке рельеф холмистый). Это подчёркивают дома, распластанные в горизонтальной плоскости, порой Г-образные, с выступающими козырьками крыши.

-5

Хотя детство архитектора прошло в религиозной семье, можно не сомневаться, что, в отличие от религиозного Гауди, он считал эти формы эволюционно обусловленными. Как изнутри, так и снаружи его дома отделаны грубыми природными материалами, мебели - минимум (тоже наследие Японии).

Среди его значительных построек особенно выделяются своим новаторством две – «Дом над водопадом» и «Музей Соломона Гуггенхайма .

-6

И, говоря о доме над водопадом, можно сказать, что, если архитектор и ошибся, то отнюдь не от неумения и бездарности, а от того, что никто до него ничего подобного не делал.

Дом был построен на скале и состоял из нескольких платформ, нависающих над водопадом. Однако выбранное положение вблизи источника воды вместе со слабой гидроизоляцией привели к тому, что дом заливало, а на стенах постоянно росла плесень.

-7

Опоры, установленные посторонним инженером, разъехались (причём, это большой вопрос, кто больше напутал, Райт или тот инженер). Здание до недавнего времени вообще было небезопасным, а владелец от него избавился, продав общественной организации.

Музей Соломона Гуггенхайма – также новшество - и также неточное во всех деталях.

-8

Райт специально сделал в здании наклонные стены, чтобы можно было рассматривать картины так, как видит их художник на холсте. Но до недавнего времени картины по этой технологии вешать было просто невозможно.

-9

Зато как этот музей подходит для современных трёхмерных инсталляций! Всё-таки он мастер! Смотрел в будущее!

Райт прожил немаленькую жизнь, полную событий. Многих любил и многих терял, но неизменной оставалась его привязанность к однажды выбранному стилю органической архитектуры – стилю, перешагнувшему через условности своего времени!