Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Трофейные паровозы железных дорог Финляндии в СССР

В 1940 году после заключения мирного договора между Советским Союзом и Финляндией часть территории Карелии и Карельского перешейка вместе с железными дорогами колеи 1524 мм протяженностью около 900 км вошла в состав Советского Союза.

Столик в купе знаменитого "Рускеальского экспресса" в Карелии, выполненный в виде карты Финляндских железных дорог. Фото: Алексей Алексеев
Столик в купе знаменитого "Рускеальского экспресса" в Карелии, выполненный в виде карты Финляндских железных дорог. Фото: Алексей Алексеев

А в результате военных конфликтов с Финляндией в период с 1939-1945 годов в Советском Союзе оказалось в общей сложности около 90 паровозов финских железных дорог:

  1. Во время "Зимней войны" в ноябре 1939-марте 1940 года 6 паровозов;
  2. По мирному договору 1940 года - 75 паровозов;
  3. В ходе боевых действий лета 1944 года - 9 паровозов;
  4. По мирному договору 1944 года - 1 паровоз.

В результате военных действий 1941 года 3 паровоза (1 серии Тк1 и 2 Тк3, - согласно обозначений серий финских паровозов, принятых в 1942 году) из ранее поступивших в советский Союз были захвачены на советской территории финскими войсками.

Товарный паровоз финских железных дорог типа 1-4-0 серии Тк3-1105. Буква "Т" в серии паровоза присваивались уже в Советском Союзе, что означало "трофейный". Обратите внимание на сильно выдающийся вперёд мётельник или скотосбрасыватель нехарактерный для паровозов, строившихся на отечественных заводах, присущая черта американской школы паровозостроения. Фото: Алексей Алексеев
Товарный паровоз финских железных дорог типа 1-4-0 серии Тк3-1105. Буква "Т" в серии паровоза присваивались уже в Советском Союзе, что означало "трофейный". Обратите внимание на сильно выдающийся вперёд мётельник или скотосбрасыватель нехарактерный для паровозов, строившихся на отечественных заводах, присущая черта американской школы паровозостроения. Фото: Алексей Алексеев

Необходимо отметить, что в Финляндии к началу Второй мировой войны преобладали маломощные локомотивы, что было связано с особенностями технического оснащения финских железных дорог (слабое верхнее строение пути, вагоны малой грузоподъёмности) и характером их работы. Так, самые мощные из попавших в СССР финских товарных паровоз - Тк3 - лишь ненамного превосходили по мощности отечественные паровозы родом из XIX века серии Ов, знаменитые "овечки".

Табличка завода-изготовителя LOCOMO в городе Tampere (Финляндия) с бортовым номером 143 на будке паровоза Тк3, выпущенном в 1943 году. Фото: Алексей Алексеев
Табличка завода-изготовителя LOCOMO в городе Tampere (Финляндия) с бортовым номером 143 на будке паровоза Тк3, выпущенном в 1943 году. Фото: Алексей Алексеев

Самыми многочисленными из финских машин, оказавшихся в СССР, стали товарные локомотивы типа 1-4-0 серий Тк1 и Тк3 (16 и 26 паровозов соответственно). Единичные машины других серий представляли собой пассажирские и товарные паровозы 1898-1913 годов постройки, работавшие ещё до Великой Октябрьской социалистической революции на железных дорогах Финляндского княжества, входившего в состав Российской Империи.

Основные размеры паровоза серии К3. Чертёж из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955"
Основные размеры паровоза серии К3. Чертёж из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955"

Товарные паровозы типа 1-4-0 серии Тк3 (родное финское обозначение К3) строили в период с 1917 года по 1928 год заводы в Тампере (Финляндия), Ганомаг (германия), Нидквист и Гольм (Швеция).

Заводская табличка на тендере паровоза Тк3-1105 с данными об экипировочных объёмах запасов воды и топлива: вода 9,5 м.куб., угля 4,5 тонн, дров 10 м.куб. Фото: Алексей Алексеев
Заводская табличка на тендере паровоза Тк3-1105 с данными об экипировочных объёмах запасов воды и топлива: вода 9,5 м.куб., угля 4,5 тонн, дров 10 м.куб. Фото: Алексей Алексеев

Большая часть локомотивов финских серий, попавших в СССР в 1939-1940 годах, - 53 грузовых и 21 пассажирский - на 1 января 1941 года числились в парке Октябрьской железной дороги Ещё 2 финских паровоза в это время находились в инвентаре Ленинградской железной дороги.

Паровозы серии Тк3 имели водоподогреватели типа Кнорра. "Музей железных дорог России" С.Петербург., Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Паровозы серии Тк3 имели водоподогреватели типа Кнорра. "Музей железных дорог России" С.Петербург., Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

В дальнейшем судьба этих машин сложилась по-разному: часть ещё в 1941 году была передана для работы на подъездные пути промышленных предприятий, а часть осталась работать до середины 50-х годов ХХ века в парке МПС на Октябрьской, Ленинградской, Кировской и Северной железных дорогах.

Автор выражает благодарность за предоставленную информацию сотрудникам "Музея железных дорог России" С.Петербург.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram