В 1940 году после заключения мирного договора между Советским Союзом и Финляндией часть территории Карелии и Карельского перешейка вместе с железными дорогами колеи 1524 мм протяженностью около 900 км вошла в состав Советского Союза.
А в результате военных конфликтов с Финляндией в период с 1939-1945 годов в Советском Союзе оказалось в общей сложности около 90 паровозов финских железных дорог:
- Во время "Зимней войны" в ноябре 1939-марте 1940 года 6 паровозов;
- По мирному договору 1940 года - 75 паровозов;
- В ходе боевых действий лета 1944 года - 9 паровозов;
- По мирному договору 1944 года - 1 паровоз.
В результате военных действий 1941 года 3 паровоза (1 серии Тк1 и 2 Тк3, - согласно обозначений серий финских паровозов, принятых в 1942 году) из ранее поступивших в советский Союз были захвачены на советской территории финскими войсками.
Необходимо отметить, что в Финляндии к началу Второй мировой войны преобладали маломощные локомотивы, что было связано с особенностями технического оснащения финских железных дорог (слабое верхнее строение пути, вагоны малой грузоподъёмности) и характером их работы. Так, самые мощные из попавших в СССР финских товарных паровоз - Тк3 - лишь ненамного превосходили по мощности отечественные паровозы родом из XIX века серии Ов, знаменитые "овечки".
Самыми многочисленными из финских машин, оказавшихся в СССР, стали товарные локомотивы типа 1-4-0 серий Тк1 и Тк3 (16 и 26 паровозов соответственно). Единичные машины других серий представляли собой пассажирские и товарные паровозы 1898-1913 годов постройки, работавшие ещё до Великой Октябрьской социалистической революции на железных дорогах Финляндского княжества, входившего в состав Российской Империи.
Товарные паровозы типа 1-4-0 серии Тк3 (родное финское обозначение К3) строили в период с 1917 года по 1928 год заводы в Тампере (Финляндия), Ганомаг (германия), Нидквист и Гольм (Швеция).
Большая часть локомотивов финских серий, попавших в СССР в 1939-1940 годах, - 53 грузовых и 21 пассажирский - на 1 января 1941 года числились в парке Октябрьской железной дороги Ещё 2 финских паровоза в это время находились в инвентаре Ленинградской железной дороги.
В дальнейшем судьба этих машин сложилась по-разному: часть ещё в 1941 году была передана для работы на подъездные пути промышленных предприятий, а часть осталась работать до середины 50-х годов ХХ века в парке МПС на Октябрьской, Ленинградской, Кировской и Северной железных дорогах.
Автор выражает благодарность за предоставленную информацию сотрудникам "Музея железных дорог России" С.Петербург.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram