Найти тему
kin0guru

Советская кинофантастика: "Семь стихий" (1984)

Афиша фильма
Афиша фильма

Роман Ужасов:

Крепко сколоченный (из обрезков дубовых досок) фильм с самых первых и до последних кадров держит зрителя в недоумении.

В начале герой, в исполнении Игоря Старыгина едет неизвестно куда, неизвестно зачем. Непонятно на кой, сцена эта прерывается кадрами с тонущим в болоте мальчиком, потом на фоне спецэффектов (заключающихся в паразитных бликах оптики и туманных шарах) появляется странная женщина в белом. Она же показывается спустя пару минут приехавшему (крышей) герою который произносит загадочную фразу: «Женщина из шара. Опять она».

«А был ли мальчик?»: удивляемся мы. Запомним эту сцену, ибо она никоим образом не поможет нам разобраться в происходящем на экране.

Игорь Старыгин и Ирина Алфёрова в фильме "Семь стихий"
Игорь Старыгин и Ирина Алфёрова в фильме "Семь стихий"

Мы летим вслед за героем в вертолете, потом оказываемся на корабле с гордым названием «Гондвана», где слышим фрагмент телепередачи, что на одной далё-е-екой, но очень горачей планете, автоматический зонд землян обнаружил на дне глубо-о-окого и (опять же очень горячего) озера нежную фиалку. Чуждый сантиментов старый солдат космического фронта черпанул пробу манипуляторами и доставил груз на Землю.

Мы ещё будем наблюдать за молодыми Алферовой и Старыгиным, которые будут погружаться в батискафе на дно морское, но ни для развития отношений между героями, ни для действия это не будет иметь ровно никакого значения.

«Продолженье фильма в том же духе, - как писал классик, - Муха дома, мы в гостях у Мухи».

Мы попадаем с корабля на бал. В лабораторию выдающегося профессора палеоботаники Янова (Александр Филипенко), который исследует инопланетный цветок. Исследование заключается в бессмысленных манипуляциях и разговорах, притом актеры ещё и переозвучены судя по всему. Филипенко так точно.

Дальше действие развивается стремительно – разговоры становятся всё многословнее и всё бессвязнее. Ночью нежный цветок превратился в женщину с Вавилонами на голове и непонятным образом вырубил Валентину (персонаж Ирины Алферовой), после чего скрылся в неизвестном направлении. Что нужно делать? Естественно поговорить ещё минут пять-десять-пятнадцать. Ну, сбежал из лаборатории инопланетный цветок, что такого, в самом деле? Проголодается, назад вернётся.

Инопланетянка
Инопланетянка

Albert Magnus:

Я видел "Семь стихий" ещё 11-летним школьником в премьерном 1985 году. С кинофантастикой тогда в СССР было негусто и всё, что изредка показывали в близлежащем кинотеатре, то и смотрел. И пользовались нашим жанровым голодом прокатчики, собирая залы даже на откровенных недоразумениях, как это. Если хватало одного раза - значит фильм скорее всего фигня. В памяти тогда отложились только подводные съёмки да финальная расшифровка того, что же авторы подразумевали под семью стихиями: воздух, огонь, земля, вода + жизнь, разум, любовь. Мне и тогда уже показалось это слишком пафосным, так как воспитался я на творчестве совсем ненапыщенного Кира Булычёва. А вот с молодогвардейской (или как они сами себя называли "ефремовской") школой, к которой относился и сочинивший одноименный роман "в стихиях" Владимир Щербаков, я был практически незнаком.

С тех пор воды порядком утекло, но прочитать оригинал до последнего времени я так и не собрался, хотя книжку, изданную в молодогвардейской серии "Библиотека советской фантастики" в 1980 году, я по случаю в букинистике приобрёл давно:

Обложка книги
Обложка книги

Для начала я все-таки решил переглядеть экранизацию, что удалось мне с трудом, не смотря на сравнительно короткий хронометраж - каких-то 70 минут...

Прежде мне казалось, что с худшим научно-фантастическим кинофильмом - как снятым в СССР, так и в целом - я давно определился. Это "Петля Ориона" (1980) - микробюджетная попытка переноса представлений о бесконфликтном будущем, которые так или иначе господствовали в советской фантастике в 1970-80е годы (а вели своё начало от произведений Ивана Ефремова). Преобладала же тема прекраснодушного контакта с внеземной (и желательно погибающей) сверхцивилизацией идеально сложенных гуманоидов (и гуманоидок).

Инопланетянка
Инопланетянка

Всего этого вполне хватает и в потугах, предпринятых режиссёром Геннадием Кронидовичем (!!) Ивановым... но более скучной, беспомощной и при том глубоко вторичной кинофантастики я не припомню. Здесь и бессмысленно долгие планы и псевдокрасивости с претензией на лавры Тарковского. И каждые десять минут меняемые героями одежды как в "Звёздном инспекторе" (пусть и не такие нелепые). Конечно же совещания, без которых почти немыслимо фантастическое кино в СССР. Даже признаки давно забытого с 1940-1950-х годов "ближнего прицела" в наличии - строительство чего-то там грандиозного. Ну и вишенкой на торте - консультант лётчик-космонавт Алексей Леонов (кто знает, то поймёт).

Осторожно, идут испытания!
Осторожно, идут испытания!

Р.У: Вот строительство (а точней последующий подрыв) чего-то там, был даже неплох. А что касается "прекраснодушного контакта", так само по себе я это в вину картине ставить не стану. Альтернатива в виде - "они прилетели сюда потому что им нужны наши ресурсы" или "мы прилетели, на планету Хошнихош, что бы принести вам свободу", ничуть не лучше, хотя кровищ-ща гарантирована.

Другое дело - реализация всего этого, заключающаяся в предельно нелогичных действиях всех без исключения персонажей. И на инопланетян-то всем в этом фильме, по-большому счёту, пофиг. Ботаник Янов, правда озвучивает, что он прям как в детстве ждет каких-то чудес, но именно - озвучивает. Проговаривает и всё. По его поведению этого как-то не заметно. Да и одному из ведущих биологов планеты, не мешало бы знать, что даже на Земле, если что-то выглядит как цветок - это не обязательно растение. Словом, вся попытка втянуть сюда науку - детский сад, штаны на лямках.

Осторожно! Спецэффекты
Осторожно! Спецэффекты

A.M.:

Под стать кинодейству, как оказалось, и сам роман Щербакова, из которого я смог осилить страниц 20: велеречивых, пафосных и ни о чём. Не тот случай, когда экранизация не удалась - скорее наоборот. Друг друга они стоят. Так что со дном антирейтинга я определился - и это "Семь стихий". Но причина не ставить абсолютный "кол" вновь нашлась - и это прекрасная (но не по своей актёрской игре, а вообще) Ирина Алфёрова. Музыка опять же - самого Эдуарда Артемьева. Хотя этот саундтрек нельзя и близко отнести к числу лучших работ мастера: в голове здесь ничего не отложилось. Так ведь для полнейшего пафоса звук сделали квадрофоническим! Потешили самолюбие киношников. Пофиг, что на всю страну тогда был единственный кинотеатр с необходимой аппаратурой - московский "Космос".

Р.У.:

Ну а мои итоговые впечатления от фильма хорошо иллюстрирует старый анекдот: "Кошмар, конечно. Но не "КОШМАР, КОШМАР, КОШМАР!!! "

Перед нами довольно беспомощная, но всё-таки попытка снять фантастическое кино. И свою честную "двойку" она заслужила. В фильме "В пыли звёзд" (см. совместную статью про него), который я лично себе назначил "худшим в жанре" фантастическая составляющая происходящему в кадре откровенно мешает. Жаль, что в обзоре итоговая оценка ему оказалась выше. А всему виной моя гуманность, прямо как у представителя древней и вымирающей цивилизации из далёкого космоса.

Общая оценка от Kin0guru 2 из 5.

(с) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru

#советская кинофантастика #киноностальгия от kin0guru

Cоветская кинофантастика на канале kin0guru: