Найти в Дзене
УАЗбука - не только про УАЗ!

И с колесами, и с гусеницами и с гребным винтом: Колесно-гусеничный вездеход Тофалар 6х6

Компания Тофалар известна тем, что производит в Тутаевском районе Ярославской области мотобуксировщики (мотособаки) с одноимённым названием.

Тофалары, тофы (множ. число — тофалар) — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири.

Но в 2018 году компания удивила всех появлением на соревнованиях Вездеход-Трофи своего нового детища - гусеничного вездехода Тофалар.

Правда сразу же оговорившись, что это опытный образец, который призван найти оптимальную конструкцию для серийной модели.

На сегодняшний момент, похоже, что конструкторы "нащупали" нужное направление и им стал новый колесно-гусеничный вездеход Тофалар 6х6.

Колесно-гусеничный вездеход Тофалар 6х6
Колесно-гусеничный вездеход Тофалар 6х6

Колесно-гусеничная схема подразумевает установку гусениц - для преодоления особо сложных мест.

Они тут самодельные, изготовлены из транспортерной ленты, с прочными стальными грунтозацепами. Ширина гусеницы 600мм.

Гусеничный движитель для вездехода Тофалар
Гусеничный движитель для вездехода Тофалар

В данном случае колеса выступают и как опорные катки и как ведущие звезды.

Колеса на основе шин низкого давления размером 1020х420-18". Это дагональная, камерная шина Бел-79 производства Белшина.

Диски с бедлоками, с "разболтовкой" под УАЗовскую ступицу
Диски с бедлоками, с "разболтовкой" под УАЗовскую ступицу

На колеса крутящий момент передается не через ступицу, а через роликовый привод (как на вездеходах Тром).

Причем два передних колеса "крутит" один передний ролик, а одно заднее колесо приводит в движение свой собственный - задний ролик.

Подвеска всех колес независимая! Что в общем-то редкость для вездеходов такой схемы.

Реализован принцип регулируемого клиренса. Поджим ролика к колесам происходит постоянно и осуществляется за счет специальной геометрии рычагов.

Клиренс регулируется за счет гидроцилиндров
Клиренс регулируется за счет гидроцилиндров

Функционально вездеход состоит из трех отсеков: в передней части размещается пилот и штурман, в задней части расположен двигатель, а средняя часть может быть как пассажирской (при установке двух кресел) так и грузовой.

Компоновка с задним расположением двигателя была опробована еще на первом вездеходе Трофалар и показала хорошую развесовку, когда вес двигателя компенсируется весом экипажа.

Двигательный отсек, хорошо видны воздушные и масляные радиаторы
Двигательный отсек, хорошо видны воздушные и масляные радиаторы

Двигатель тут уже не от газонокосилки, а применен бензиновый ВАЗовский агрегат. Он состыкован с автоматической коробкой передач от Toyota Mark 2.

К переднему ролику крутящий момент передается при помощи карданного вала, на задний ролик передается при помощи цепной передачи.

Цепи находятся в закрытых масляных коробах, которые образуют несущую часть импровизированной рамы.

В основе вездеходе герметичная "лодка"
В основе вездеходе герметичная "лодка"

Вся нижняя часть вездехода представляет собой герметичную лодку. Так что вездеход может плавать не только за счет водоизмещения колес, но и за счет водоизмещения самой лодки.

Для увеличения скорости на воде предусмотрена установка гребного винта, с отбором мощности от двигателя.

Место крепления гребного винта
Место крепления гребного винта

Спереди размещены два кресла: для пилота и штурмана

Кресла пилота и штурмана
Кресла пилота и штурмана

Спинки кресел складываются, поверх них, на борта, настилаются слани и получается спальное место для экипажа размером 2х2,1 метр.
Хотя для комфортного отдыха нужно еще будет как-то защититься от комаров.

Вездеход имеет бортповоротную схему, которая реализована при помощи планетарного механизма.
Управляется вездеход двумя рычагами, которые почему-то расположены точно посредине.
Может чтобы штурман помогал рулить?

Тофалар весьма динамичный вездеход!
Тофалар весьма динамичный вездеход!

В общем, если сам вездеход выглядит уже вполне завершенной конструкцией, то в "деталях" его еще надо дорабатывать и дорабатывать.

По цене говорить еще пока рано, но она будет явно выше чем на предыдущую модель, поскольку тут даже просто 6 колес в сборе уже стоят почти 200 тысяч рублей.

Но конструкторы Тофалар с оптимизмом смотрят в будущее и планируют опробовать ещё и 4-х колесный вариант вездехода.

В продолжение темы:

Небольшой, дешевый вездеход "Тофалар"

Из разряда "Самые Необычные Автомобили" - восьмиколесный гидро вездеход "Арго"

Самый маленький вездеход