Компания Тофалар известна тем, что производит в Тутаевском районе Ярославской области мотобуксировщики (мотособаки) с одноимённым названием.
Тофалары, тофы (множ. число — тофалар) — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири.
Но в 2018 году компания удивила всех появлением на соревнованиях Вездеход-Трофи своего нового детища - гусеничного вездехода Тофалар.
Правда сразу же оговорившись, что это опытный образец, который призван найти оптимальную конструкцию для серийной модели.
На сегодняшний момент, похоже, что конструкторы "нащупали" нужное направление и им стал новый колесно-гусеничный вездеход Тофалар 6х6.
Колесно-гусеничная схема подразумевает установку гусениц - для преодоления особо сложных мест.
Они тут самодельные, изготовлены из транспортерной ленты, с прочными стальными грунтозацепами. Ширина гусеницы 600мм.
В данном случае колеса выступают и как опорные катки и как ведущие звезды.
Колеса на основе шин низкого давления размером 1020х420-18". Это дагональная, камерная шина Бел-79 производства Белшина.
На колеса крутящий момент передается не через ступицу, а через роликовый привод (как на вездеходах Тром).
Причем два передних колеса "крутит" один передний ролик, а одно заднее колесо приводит в движение свой собственный - задний ролик.
Подвеска всех колес независимая! Что в общем-то редкость для вездеходов такой схемы.
Реализован принцип регулируемого клиренса. Поджим ролика к колесам происходит постоянно и осуществляется за счет специальной геометрии рычагов.
Функционально вездеход состоит из трех отсеков: в передней части размещается пилот и штурман, в задней части расположен двигатель, а средняя часть может быть как пассажирской (при установке двух кресел) так и грузовой.
Компоновка с задним расположением двигателя была опробована еще на первом вездеходе Трофалар и показала хорошую развесовку, когда вес двигателя компенсируется весом экипажа.
Двигатель тут уже не от газонокосилки, а применен бензиновый ВАЗовский агрегат. Он состыкован с автоматической коробкой передач от Toyota Mark 2.
К переднему ролику крутящий момент передается при помощи карданного вала, на задний ролик передается при помощи цепной передачи.
Цепи находятся в закрытых масляных коробах, которые образуют несущую часть импровизированной рамы.
Вся нижняя часть вездехода представляет собой герметичную лодку. Так что вездеход может плавать не только за счет водоизмещения колес, но и за счет водоизмещения самой лодки.
Для увеличения скорости на воде предусмотрена установка гребного винта, с отбором мощности от двигателя.
Спереди размещены два кресла: для пилота и штурмана
Спинки кресел складываются, поверх них, на борта, настилаются слани и получается спальное место для экипажа размером 2х2,1 метр.
Хотя для комфортного отдыха нужно еще будет как-то защититься от комаров.
Вездеход имеет бортповоротную схему, которая реализована при помощи планетарного механизма.
Управляется вездеход двумя рычагами, которые почему-то расположены точно посредине. Может чтобы штурман помогал рулить?
В общем, если сам вездеход выглядит уже вполне завершенной конструкцией, то в "деталях" его еще надо дорабатывать и дорабатывать.
По цене говорить еще пока рано, но она будет явно выше чем на предыдущую модель, поскольку тут даже просто 6 колес в сборе уже стоят почти 200 тысяч рублей.
Но конструкторы Тофалар с оптимизмом смотрят в будущее и планируют опробовать ещё и 4-х колесный вариант вездехода.
В продолжение темы:
Небольшой, дешевый вездеход "Тофалар"
Из разряда "Самые Необычные Автомобили" - восьмиколесный гидро вездеход "Арго"